Содержание 621

Развивая марксистский анализ особенностей раз­витии как борьбы С. и ф., составными моментами к-рой являются ииаимолереход С, и ф. и «наполнение» старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформули­ровал важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к не­соответствию старой формы с новым содержанием» (ПСС, т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасы­вания старой формы, переставшей соответствовать но­вому содержанию, до использования старых форм, не­смотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «... может и д о л ж н о проявить себя u лю­бой форме, и новой и старой, может и должно переро­дить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...» (там же, т. 41, с. 89).

Применительно к мышлению проблема взаимоотно­шения С. и ф. рассматривается в диалектич. материа­лизме на основе принципа, согласно к-рому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отра­жения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мы­шления входят все многообразные определения действи­тельности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её все­общие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логич. функции, выступают в качестве форм мышления. Категориаль­ная структура мышления развивается но мере разви­тия познания, и чем полнее, глубже и всестороннее со­держание мышления, тем в более развитых и конкрет­ных формах оно выражается.

• Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 1, с. 158—59, 280— 368; т. 2, с. 143; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классич. и совр. бурж. философии, М., 1965; е г о ж е, Субъект, объект, познание, М., 1980; M а маp д а ш в и-л и М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Н а у-менко Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. по.чнании, М.,)1977; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980. В. И. Кураев.

СОЗЕРЦАНИЕ, чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. тра­диции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у к-рого С. высту­пало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось Кантом, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в позна­нии категориальной переработке. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.— «эмпириче­ское» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйде­тическое», предметом к-рого является сущность («эй-дос»).

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. «Главный не­достаток всего предшествующего материализма — вклю­чая и фейербаховский — заключается в том, что пред­мет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассив­ное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

• см. к ст. Теория познания.

СОЗНАНИЕ, одно из осн. понятий философии, психо­логии и социологии, обозначающее высший уровень


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: