Отдельное, единичное, общее (всеобщее) и особенное

Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временные границы своего существования, т. е. как отдельное.

Категория отдельного отражает устойчивость конкрет­ных форм бытия, их: 1) относительную самостоятельность и обособленность; 2) пространствен­ную раздельность; 3) временные границы. Например: Эта вещь. Та вещь. Этот человек. Тот человек и т. д.

Ближайшее рассмотрение показывает, что отдельное представляет собой единство единичного, особенного и общего (всеобщего).

Единичное — это неповторимые черты, качества и свой­ства отдельного, отличающие его среди других вещей и явлений. Единичное в этом смысле есть нечто исключи­тельное, или исключающее всякое другое. Каждый человек как личность неповторим, то есть явление исключитель­ное, уникальное. Точно также неповторима, индивидуаль­на и его жизнь. Следовательно, всякое отдельное есть единичное, индивидуальное, неповторимое.

Однако опыт убеждает нас и в другом: наряду с еди­ничным существует и общее.

Общее — это повторяющееся в другом отдельном, в других вещах и явлениях черты, качества и свойства. Например: этот человек по имени Петр и тот человек по имени Павел суть нечто отдельное и неповторимое, потому что Павел – это Павел (единичное), а Петр – это Петр (единичное). Но Петр такой же человек, как Павел, и чело­веческие качества есть то, что присуще им обоим (общее). Следовательно, всякое отдельное есть так или иначе общее.

Всеобщее есть то, что присуще всему (без исключения), то есть всем вещам, явлениям, связям и отношениям окружающего нас мира. Обычно всеобщее имеет онтологический статус атрибута, если оно понимается как необходимо присущее. Например, пространство, время, движение суть атрибуты материи (с точки зрения диалектического материализма).

Отдельное содержит в себе и единичное, и общее. Но и единичное, и общее не есть отдельное, т. е, не обладают самостоятельным независимым от вещей и явлений су­ществованием. Так, например: «дом вообще», или «дом как таковой» не обладает самостоятельным бытием как не­кий «вот этот» отдельно стоящий дом. Тогда как любой реально существующий и чувственно воспринимаемый дом («этот дом») – существует самостоятельно, как дан­ное определенное чувственно воспринимаемое бытие, в данное время, в данном месте. «Эта роза» (отдельное) обладает единичными (только ей присущими) чертами и качествами. Но сами эти единичные черты, качества и свойства не существуют самостоятельно и независимо от «этой розы». Они не отделимы от нее и в этом смысле тождественны (совпадают) с самим ее существованием.

Наряду с единичным и общим всякое отдельное зак­лючает в себе особенное. Особенное есть то, что отлича­ет данное отдельное от другого отдельного. Этот человек все же не тот человек. Это единичное в качестве человека не есть то единичное, хотя и то, и другое – человек, но и то, и другое содержит в себе нечто общее, но само это общее, будучи присуще разным индивидам, по свой форме есть то, чем они отличаются друг от друга, т.е. особенное. Человек Павел отличается от человека по имени Петр. То, в чем Павел и Петр абсолютно различны, в чем они неповторимы, индивидуальны, – есть единичное. Однако общее (т. е. человеческая сущность Павла и Петра) «рас­пределено» между различными индивидами. Это общее, имеющее форму индивидуального существования (т. е. «человеческое вообще» в человеке по имени Павел и в человеке по имени Петр) есть тоже нечто неповторимое, отличающее их, т.е. особенное.

Особенное есть то, что отличает сравниваемые вещи и явления, общее есть то, что указывает на их сходство. Поэтому всякое единичное есть особенное. Единичное всегда выступает в роли особенного. Общее в одних отно­шениях выступает как общее, а в других — как особенное, когда оно выражает некоторое отличие определенного класса вещей и явлений.

С точки зрения диалектики ни единичное, ни общее, ни особенное не обладают самостоятельным, независи­мым, от вещей и явлений существованием. Но и то, и другое, и третье существуют реально в отдельном и через отдельное [Для сравнения см.: Реа­лизм и номинализм в средневековой философии].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: