В любом транспортном узле, работающем без искусственно введенных ограничений, происходит пересечение, слияние и ответвление транспортных потоков. Наименьшие помехи для движения наблюдаются при ответвлениях. Они вызывают лишь некоторое снижение скорости движения для потока прямого направления при выходе автомобилей из него в соседнюю полосу.
Значительно большие помехи возникают при слиянии транспортных потоков. Кроме замедления движения автомобилей, вливающихся в основной поток, в этом случае появляется и опасность столкновения. Наконец, наибольшие сложности связаны с пересечением транспортных потоков, так как при нерегулируемом движении опасность столкновений здесь наиболее значительна, а при регулируемом движении неизбежна полная остановка автомобилей одного из пересекающихся потоков.
Сложность любого транспортного узла определяется суммарным числом ответвлений, слияний и пересечений. Если принять за единицу сложности ответвление (Ко =1), то слияния и пересечения будут иметь следующие коэффициенты сложности: коэффициент сложности слияния (Кс =3); коэффициент сложности пересечения (Кп =5).
|
|
Для сравнительной оценки составленной организации движения на перекрестках следует воспользоваться составлением показателей сложности m и опасности m’ пересечений. Эти показатели зависят от числа полос, направления движения потоков и их интенсивности.
Показатель сложности пересечения m рассчитывается по выражению
m = п0 + З пс + 5 пп, (15)
где п0 – количество точек отклонений;
пс – количество точек слияния;
пп – количество точек пересечения между транспортными или пешеходными потоками.
Оценку сложности перекрестка производят по величине показателя m:
m < 40 - простой;
40 < m ≤ 80 - средней сложности;
80 < m ≤ 150 -сложный;
m > 150 - очень сложный.
Так как возможность столкновений возрастает с увеличением интенсивности конфликтующих потоков, для оценки опасности вводятся индексы интенсивностей σ:
(16)
где N' и N" – интенсивности конфликтующих потоков в абсолютных единицах (авт./ч).
Показатель опасности m' рассчитывается как сумма условных баллов:
(17)
где k, 1, р – числа конфликтных точек отклонений, слияний и пересечений на данном перекрестке;
σo, σc, σn – соответствующие им индексы интенсивностей.
Все конфликтные точки следует показать на цифрограммах и схемах пофазного проезда перекрестков.
Результаты расчетов m и m' сводятся в табл. 11.
Таблица 11 Показатели сложности и опасности перекрестков
Номер перекрестка | по | пс | пп | m | Степень сложности | m' |
1 – А | Очень сложный |