Гисто- и органогенез

После образования мезодермы начинается процесс гисто- и органогенеза. Сначала формируются осевые органы - нервная трубка, хорда, затем все остальные органы (рис. 27).

У ланцетника из эктодермы на спинной стороне зародыша образуется нервная трубка. Остальная эктодерма формирует кожный эпителий и его производные. Из энто- и мезодермы под нервной трубкой формируется хорда. Под хордой находится кишечная трубка, по бокам от хорды - мезодерма сомитов. Наружная часть сомита, прилегающая к эктодерме, называется дермотомом. Из нее формируется соединительная ткань кожи. Внутренняя часть - склеротом - дает начало скелету. Между дермотомом и склеротомом находится миотом, дающий начало поперечно-полосатой мускулатуре. Под сомитами находятся ножки (нефрогонотом), из которых формируется мочеполовая система.

Целомические мешки формируются симметрично по бокам. Стенки целомических мешков, обращенные в сторону кишечника, на- зывают спланхноплеврой, в сторону эктодермы - соматоплеврой. Эти листки участвуют в образовании сердечно-сосудистой системы, плевры, брюшины, перикарда (рис. 27).


Рис. 27. Образование мезодермы (по Шимкевичу, 1925, модифицировано).


- у первичноротых; - у вторичноротых;
- эктодерма; - мезенхима; - энтодерма; - телобласт () и целомическая мезодерма ().

Таким образом, из эктодермы формируются кожный эпителий, кожные железы, эмаль зубов, волосы, ногти, когти.

Из энтодермы образуются эпителий средней кишки, печень, поджелудочная железа, щитовидная железа, тимус, эпителий дыхательной системы.

Мезодерма участвует в образовании мышц, соединительной ткани, костной ткани, каналов выделительной системы, кровеносной системы, части ткани половых желез.

Ситуационные задачи

1. Проникновение одного сперматозоида в яйцеклетку млекопитающих предотвращает возможность проникновения остальных сперматозоидов. Назовите вид оплодотворения и что препятствует проникновению в одну яйцеклетку более одного сперматозоида?Ответ: 2. Яйцеклетка содержит мало желтка и распределен он равномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша. Каким представителям животного мира свойственны такие яйцеклетки?Ответ: 3. Даны два зародыша одного вида животных. Один на стадии двух бластомеров, другой на стадии морулы. Какой зародыш больше по массе?Ответ: 4. В результате дробления у одного зародыша образуется микро- и макробластомеры. Для каких яйцеклеток характерно наличие таких бластомеров?Ответ: 5. У зародыша дробление отмечено только на анимальном полюсе. Как называется такой вид дробления и тип яйцеклетки?Ответ: 6. Желтка в яйцеклетке много, концентрируется на вегетативном полюсе. Как называется такая яйцеклетка и для какого класса животного мира она характерна?Ответ: 7. В условном эксперименте микроманипулятором разрушили дерматом. Нарушение развития, какой ткани вызовет это воздействие?Ответ:

ПЗ: Эмбриогенез лнцентника, рыб.

Цель занятия:

· Изучить периоды эмбриогенеза и ознакомиться с основными эмбриологическими терминами на примере ланцетника, амфибий и рыб

· Сравнить развитие ланцетника, амфибии, рыб.

· Распознавать зародыши на ранних стадиях эмбриогенеза – оплодотворения, дробления, гаструлы.

· Зарисовать этапы эмбрионального развития ланцетника;

· Решить ситуационные задачи.

Рис. 28 Поздняя бластула лягушки. Ув. 40х

Рис. 25 Гаструла лягушки Ув.40х

Рис. 26 Нейрула лягушки Ув. 10Х

ЛПЗ №7. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПТИЦ

Цель занятия:

· Усвоить особенности строения яйцеклетки птиц;

· Усвоить этапы эмбриогенеза птиц на примере развития куриного зародыша;

· Отметить общие и отличительные черты эмбриогенеза птиц и других животных.

Задания:

· Разобрать муляж и музейный препарат этапов эмбриогенеза птиц;

· Зарисовать этапы в рабочую тетрадь и обозначить все структуры, заполнить таблицу;

· Изучить под малым и большим увеличением микроскопа препараты, отражающие разные стадии развития куриного зародыша;

· Решите ситуационные задачи.

Рис. 27 Схема развития яйца птицы

Рис.28 Яйцо курицы, вскрытое в начале инкубации 1- 2- 3- Рис.29 Инкубированное яйцо курицы 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9-

Рис. 30 Формирование зародышевых листков курицы


.

Ситуационные задачи

1. В результате дробления зародыша возникла целобластула. Определите тип яйцеклетки и характер дробления. 1. Желтка в яйцеклетке много, концентрируется на вегетативном полюсе. Как называется такая яйцеклетка и для какого класса животного мира она характерна?

2. В эксперименте у зародыша цыпленка нарушен процесс срастания амниотических складок. Образование, каких провизорных органов будет нарушено?

3. При развитии цыпленка образуется амниотическая складка. Какими зародышевыми листками она представлена, и какие оболочки она образует?

4. В эксперименте у зародыша птицы на стадии гаструлы блокирован процесс перемещения клеток через первичную полоску. Развитие, какого зародышевого листка будет нарушено? 5. Дробление зиготы дискоидальное. Определите тип яйцеклетки и для каких классов животных характерно такое дробление?

Рис. 31 Сомиты и нервная трубка курицы Ув.10х

Рис. 32 Сомиты и нервная трубка курицы Ув.40х

ЛПЗ 8: ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель занятия:

· Усвоить этапы эмбриогенеза млекопитающих;

· Выявить связь эмбриогенеза с морфологией яйцеклетки, характером строения плаценты у различных видов животных.

Задания:

· Разобрать этапы эмбриогенеза различных видов млекопитающих по таблицам, стендам, иллюстрациям и музейным препаратам;

· Сравнить эмбриогенез млекопитающих и птиц, заполнить таблицу сходства и отличия провизорных органов;

· Разобрать строение различных типов плацент, заполнить таблицу;

· Решите ситуационные задачи.

.

Таблица 7. Провизорные органы птиц и млекопитающих

Провизорные органы Птицы Млекопитающие Функции
Амнион      
Желточный мешок      
Аллантоис      
Серозная оболочка      
Хорион      
Плацента      

Таблица8. Типы плацент

Название Особенности Принадлежность
     
     
     
     

Таким образом, у млекопитающих имеются:

зародышевые листки осевые органы провизорные органы
     
     
     
     
1. В условном эксперименте блокировано перемещение клеточного материала через первичную полоску и головной узелок. Какое нарушение в развитии зародыша вызовет это воздействие? 2. У зародышей развиты все провизорные органы, желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис. К какому классу животных следует отнести эти зародыши? 3. В результате 2-го дробления у приматов образуется три различных по величине бластомера. Определите тип дробления зиготы. 4. Зародыш состоит из 8 бластомеров. Определите приблизительный срок беременности и место нахождения зародыша. 5. В зародыше млекопитающего образуется полость и происходит дифференцировка бластомеров. На какой стадии развития находится зародыш? Где это происходит? Какие образования являются результатом дифференцировки? 6. Для развития крупного рогатого скота характерно развитие эмбриобласта, который на второй неделе развития дифференцируется на два слоя. Как называются эти слои, и какими гистологическими они образованы? 7. Зарегистрировано начало прикрепления зародыша крупного рогатого скота. На какой стадии находится зародыш? Каков возраст зародыша? 8. У зародыша млекопитающих началась закладка осевых органов. Каков возраст зародыша?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: