Практическое занятие № 7

Тема 12. Психологические особенности развития познавательных процессов. (Мышление)
Цель
: Закрепить знания по теме «Психические познавательные процесы.Мышление». С помощью экспериментальных методик определить уровень развития абстрактного мышления, операций озагальнювання в процессе мышления, сделать выводы, ответить на контрольные вопросы.
Учебные вопросы.
1. Понятие мышления. Виды мышления.
2. Понятие об операциях и формы мышления.
3. Типология и качества мышления

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКОВ

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА АМТХАУЕРА.

Предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в огранетченных интервалах временет). Предложен Р. Амтхауером в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).І8Т состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измеренете разных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключенетем ІУ-УІ субтестов, используются задания закрытого типа).

I. Логический отбор (Ь8) - исследование индуктивного мышленетя, чувства языка. Задания испытуемого - закончить предложенете однетм из приведенных слов. Количество заданий - 20. Время выполнения - 6 мин.

II. Определение общих черт (СИЕ) - исследование способности кабстрагированетю, операции вербальными понятиями. В каждом заданети испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - излишне. Это слово и следует выделить отвечает. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин.

III.Аналогии (АКТ) - анализ комбинаторных способностей. В каждом заданети испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти вариантов ответа, которые добавляются к заданию, необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий - 20, время выполнения - 7 мин.

IV.Классификация (КЬ) - оценка способности формулировать мысль. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятиям. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщенетя.

V. Задание на счет (КА) - оценка уровня развития практическогоматематического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических заданий. Время решенетя - 10 мин.

VI.Ряды чисел (2К) - анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

VII. Выбор фигур (Р8) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображенные разделены на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая отвечает разделенной. Количество заданий, - 20. Время выполнения - 7 мин.

VIII. Задания с кубиками (\У) исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым УП-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положений. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

IX. Задание на способность руководить вниманием и сохранением в памяти усвоенного. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уже, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы – З мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду с пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Например, ряд, где нужно найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) чем. Правильным решением будет выбор слова "зебра". Время выполнения 20 заданий - 6 мин. В описании субтестов даны оригинальные названия и их сокращения. Всего в І8Т обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете первичных оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки школьные, Данным образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.

Вводная общая инструкция. В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, а кроме того, не очень упираться в поисках решений, вовремя переходя к следующим заданиям: возможно, они очутятся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно дополнительно проверять себя, если время работы за субтестом еще не закончилось. Вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания: на проверку оказывается, что много из них решено неверно. Здесь важно и то рассуждение, что тест не должен иметь явной высоты в плане трудности заданий. Подбор этих заданий осуществлен профессионально, то есть Да, что очень мало достоверно достижение максимального количества баллов, соответствующего предельно высокому уровню развития интеллекта,: это проверено в сопоставлении Т8І с другими методиками определения интеллектуальных способностей и коэффициента интеллекта И(^. Не следует делать никаких отметок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия или девиз испытуемого, а также дата и время начала работы. Если инструкция понятна, ожидайте сигнала о начале работы.

Примечание. Инструкции, описание заданий и образцы решений к отдельным субтестам даются со стимульным материалом. Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны хорошо разобраться в содержании примеров. Потом включается секундомер:

1 субтест - 6 мин.;

2субтест - 6 мин.;

3субтест - 7 мин.;

4субтест - 8 мин.;

5субтест - 10 мин.;

6субтест - 7 мин.;

7субтест - 9 мин.;

8субтест - 10 мин.;

9субтест - 3 мин. на запоминание и 6 минут на воссоздание. Ниже приведены первые 6 из 9-й заданий теста интеллекта Р. Амтхауера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: