Инструкция. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей учебной группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком в соответствующей графе одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.
Высокая степень выраженности - 3. Средняя степень выраженности - 2. Слабая степень выраженности - 1. Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей учебной группы, то отметьте цифру 0.
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. | В группе обычно настроение подавленное, мрачное. | |||||||
Группа активна, работоспособна | Группа пассивна, инертна. | |||||||
Обстановка в группе спокойная, деловая | Обстановка в группе нервозная, напряженная | |||||||
В группе учащиеся чувствуют себя уютно. | В группе студенты чувствуют себя неуютно | |||||||
Учащиеая знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их. | У учащихся нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту | |||||||
Учащиеся относятся друг к другу с симпатией | Взаимоотношения в группе отличаются антипатией. | |||||||
Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам | Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы. | |||||||
Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах. | Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других. | |||||||
Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам, разрешаются справедливо и доброжелательно. | Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно. | |||||||
В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом "Один за всех и все за одного». | В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки. | |||||||
Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое | Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам. | |||||||
отношение группы | ||||||||
Учащимся нравится бывать вместе в | Учащиеся не стремятся бывать | |||||||
институте и вне его. | вместе, каждый живет своими интересами. | |||||||
Учащиеся любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам. | Учащиеся свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу. | |||||||
Учащиеся серьезно относятся кучебе, стремятся овладеть тайнами профессии. | Учеба не считается первостепеннымделом, стремление к учебным успехамне поощряется. | |||||||
В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам. | К лентяям и прогульщикам относится снисходительно. | |||||||
Учащиеся принимают активное участие в общественной жизни группы. | Учащиеся пассивны в общественной жизни группы. | |||||||
В группе серьезно относятся к распределению общественных поручении, учитываются пожелания и склонности каждого. | Поручения распределяются по принципу «Лишь бы не мне». | |||||||
Учащиеся с желанием включаются в | Группу нелегко поднять на общее | |||||||
трудовые дела группы. | трудовое дело. | |||||||
Актив группы пользуется авторитетом и доверием. | В активе группы находятся люди, непользующиеся поддержкой и уважением коллектива. | |||||||
Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью, пониманием, сотрудничеством. | Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью. |
. Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.
|
|
|
|
2. Оценить уровень ПМ по баллам:
50-60 баллов - высокая степень благоприятности ПМ;
40-49 баллов - средне-высокая степень благоприятности ПМ;
21-39 баллов - средняя степень благоприятности ПМ;
11-20 баллов - средне-низкая степень благоприятности ПМ;
0-10 баллов - незначительная благоприятность ПМ.
Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квалификации.
3. Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.