Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Социальные общности и группы




Литература.

Темы рефератов.

1. «Теории малых групп» Чарльза Хортона Кули.

2. Социальная структура общества: социальные общности и группы.

3. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика.

4. Социально-территориальные общности и их особенности.

5. Социально-этнические общности как разновидность социальных общностей.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология : учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М. : Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная об­щность — это реально существующая, эмпирически фик­сируемая совокупность людей, характеризующаяся относи­тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;

в-третьих, это субъект социального взаимодействия который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральна аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации) по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайны образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. На­пример, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические
и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многооб­разие социальных характеристик современного общества.

В отличие от массовых общностей социальные группы отличаются:

устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

относительно высокой степенью единства и сплочен­ности;




однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;

способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общи социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенные образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

2. Все социальные группы можно подразделить:

по характеру взаимодействия — на первичные и вто­ричные;

по количественному составу — на малые и большие;

по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборой американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные opгaнизации, профсоюзы, политические партии и др.



2. Малая группа — это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совмест­еную деятельность. Для малых групп характерны следую­щие черты:

малочисленный и стабильный состав (как правило, до тридцати человек);

пространственная близость членов группы;

устойчивость и продолжительность функционирования;

интенсивность межличностных взаимодействий;

высокая степень совпадения групповых ценностей, ||>м и правил поведения;

развитое чувство принадлежности к группе;

неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

3.Большая социальная группа — это многочисленная по составу группа, которая создается для определенных целей и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы Могут служить крупные предприятия, трудовые коллекти­вы, управленческие организации и т.д.

Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

1. Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил.Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа это не имеющая юридического
статуса группа, возникающая на основе межличностным
взаимодействий.
Подобные группы лишены официальной
регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно ней
формальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

Социально-территориальные общности

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих не определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических социальных потребностей.

Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного райе на большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования — район, область, край, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).

Город — это крупный населенный пункт, жители которогo заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерно разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава, образа жизни. Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации с численностью жителей и свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% заняты вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые с населением до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс. чел.) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделя­тся города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн. человек принято считать мегаполисами.

Развитие городов связано с урбанизацией, главное содержание которой заключено в особых «городских отношениях», охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступности крупных городов для населения и др.

Важным моментом в развитии урбанизации был переход от «точечной» к «ареальной» структуре расселения.

Социально-этническая общность

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и на­ция.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формиро­вания основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собствен­ного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образо­ванию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племени и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свой­ственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосоз­нания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-эконо­мические факторы. Вместе с тем выделение нации возмож­но па основе ее собственно этнических свойств. Экономи­ческой и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенаци­ональной культуры. На этой почве формируются особен­ности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к на­циональному языку, территории, культуре, чувство нацио­нальной гордости, а также определенные этнические сте­реотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различ­ные этнические общности до сих пор сохраняют свою са­мобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднород­ный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

В Российской Федерации в настоящее время прожива­ют 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Это связано, прежде всего с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы проведения ре­форм, отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны — все это способствует обострению межэтнических отношений. Кроме того, национальная идея используется клановыми и узкоэтническими группировками в своих прагматических целях, связанных преиму­щественно с переделом собственности.

На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и других проблем. Необходимо стремиться к разре­шению межнациональных конфликтов демократически­ми и цивилизованными способами. Свою роль здесь может сыграть и этносоциология, которая специально занимается изучением национально-этнических отношений и призва­на разрабатывать рациональные механизмы их регулиро­вания.

5. Малая социальная группа:

В настоящее время социологи уделяют значительное вни­мание изучению малых групп, позволяющему на микроуров­не проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе. Малые группы отличаются от больших не толь­ко количественными параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидерство рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда наиболее влия­тельный член группы берет на себя функции, связанные с координацией и направлением действий всей группы.

Лидер — это наиболее авторитетный член группы, кото­рый определяет и организует ее деятельность для достиже­ния групповых целей.

Различают формальное и неформальное лидерство. Фор­мальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем офи­циальный статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который выдвигается благодаря своим лич­ным качествам и наиболее полно отвечает групповым цен­ностям и нормам.

В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда складывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделяют лидеров двух типов: делового (инструментально­го) и эмоционального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает опре­деленный эмоциональный настрой, обеспечивает высо­кую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, формируется модель двойного лидерства.

По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Первое предполагает единоличное руководство группой, второе — вовлечение в процесс управления боль­шинства членов группы.

Лидер должен обладать определенными качествами, сре­ди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие:

1. физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

2. личностные качества: уверенность в себе, авторитет­ность, стремление к успеху;

3. интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4. коммуникативные качества: контактность, легкость общения, тактичность, дипломатичность.





Дата добавления: 2014-02-13; просмотров: 1145; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10541 - | 7956 - или читать все...

Читайте также:

 

3.234.214.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.