Социальные общности и группы

Литература.

Темы рефератов.

1. «Теории малых групп» Чарльза Хортона Кули.

2. Социальная структура общества: социальные общности и группы.

3. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика.

4. Социально-территориальные общности и их особенности.

5. Социально-этнические общности как разновидность социальных общностей.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология: учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная об­щность — это реально существующая, эмпирически фик­сируемая совокупность людей, характеризующаяся относи­тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;

в-третьих, это субъект социального взаимодействия который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральна аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации) по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайны образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. На­пример, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические
и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многооб­разие социальных характеристик современного общества.

В отличие от массовых общностей социальные группы отличаются:

устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

относительно высокой степенью единства и сплочен­ности;

однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;

способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общи социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенные образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

2. Все социальные группы можно подразделить:

по характеру взаимодействия — на первичные и вто­ричные;

по количественному составу — на малые и большие;

по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборой американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные opгaнизации, профсоюзы, политические партии и др.

2. Малая группа — это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совмест­еную деятельность. Для малых групп характерны следую­щие черты:

малочисленный и стабильный состав (как правило, до тридцати человек);

пространственная близость членов группы;

устойчивость и продолжительность функционирования;

интенсивность межличностных взаимодействий;

высокая степень совпадения групповых ценностей, ||>м и правил поведения;

развитое чувство принадлежности к группе;

неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

3.Большая социальная группа — это многочисленная по составу группа, которая создается для определенных целей и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы Могут служить крупные предприятия, трудовые коллекти­вы, управленческие организации и т.д.

Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

1. Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил.Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группаэто не имеющая юридического
статуса группа, возникающая на основе межличностным
взаимодействий.
Подобные группы лишены официальной
регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно ней
формальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

Социально-территориальные общности

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих не определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических социальных потребностей.

Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного райе на большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования — район, область, край, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).

Город — это крупный населенный пункт, жители которогo заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерно разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава, образа жизни. Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации с численностью жителей и свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% заняты вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые с населением до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс. чел.) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделя­тся города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн. человек принято считать мегаполисами.

Развитие городов связано с урбанизацией, главное содержание которой заключено в особых «городских отношениях», охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступности крупных городов для населения и др.

Важным моментом в развитии урбанизации был переход от «точечной» к «ареальной» структуре расселения.

Социально-этническая общность

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и на­ция.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формиро­вания основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собствен­ного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образо­ванию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племени и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свой­ственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосоз­нания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-эконо­мические факторы. Вместе с тем выделение нации возмож­но па основе ее собственно этнических свойств. Экономи­ческой и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенаци­ональной культуры. На этой почве формируются особен­ности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к на­циональному языку, территории, культуре, чувство нацио­нальной гордости, а также определенные этнические сте­реотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различ­ные этнические общности до сих пор сохраняют свою са­мобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднород­ный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

В Российской Федерации в настоящее время прожива­ют 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Это связано, прежде всего с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы проведения ре­форм, отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны — все это способствует обострению межэтнических отношений. Кроме того, национальная идея используется клановыми и узкоэтническими группировками в своих прагматических целях, связанных преиму­щественно с переделом собственности.

На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и других проблем. Необходимо стремиться к разре­шению межнациональных конфликтов демократически­ми и цивилизованными способами. Свою роль здесь может сыграть и этносоциология, которая специально занимается изучением национально-этнических отношений и призва­на разрабатывать рациональные механизмы их регулиро­вания.

5. Малая социальная группа:

В настоящее время социологи уделяют значительное вни­мание изучению малых групп, позволяющему на микроуров­не проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе. Малые группы отличаются от больших не толь­ко количественными параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидерство рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда наиболее влия­тельный член группы берет на себя функции, связанные с координацией и направлением действий всей группы.

Лидер — это наиболее авторитетный член группы, кото­рый определяет и организует ее деятельность для достиже­ния групповых целей.

Различают формальное и неформальное лидерство. Фор­мальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем офи­циальный статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который выдвигается благодаря своим лич­ным качествам и наиболее полно отвечает групповым цен­ностям и нормам.

В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда складывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделяют лидеров двух типов: делового (инструментально­го) и эмоционального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает опре­деленный эмоциональный настрой, обеспечивает высо­кую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, формируется модель двойного лидерства.

По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Первое предполагает единоличное руководство группой, второе — вовлечение в процесс управления боль­шинства членов группы.

Лидер должен обладать определенными качествами, сре­ди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие:

1. физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

2. личностные качества: уверенность в себе, авторитет­ность, стремление к успеху;

3. интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4. коммуникативные качества: контактность, легкость общения, тактичность, дипломатичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: