Леопольд Беллак

Родился 22 июня 1916 г. в Вене. Будучи студентом, увлекался журналистикой, писал сти­хи. Во время обучения в Венской медицинской школе заинтересовался психоанализом. В 1938 г. из-за аншлюса был вынужден эмигрировать в США. Некоторое время работал с психически больными в частном санатории. Степень магистра получил в Бостонском университете, там же занял место исследователя в департаменте психологии. Образо­вание продолжил в Гарварде, где учился у таких известных психологов, как Г. Мюррей, Дж. Брунер, С. Томкинс. Докторская диссертация была посвящена тесту тематической апперцепции (опубликована в 1950). Долгое время работал в Вашингтонском госпитале Св. Елизаветы, сотрудничая со многими видными американскими психоаналитиками. Завершил психоаналитическое образование уже после Второй мировой войны в Нью-Йорке. Его исследования посвящены психотерапии, дефицитарным расстройствам у взрослых, анализу эго-фукции при шизофрении и другим проблемам психиатрии и кли­нической психологии, однако наибольшую известность Беллак приобрел как автор двух вариантов ТАТ — для обследования детей и лиц пожилого возраста. Умер 24 марта 2000 г. в Ларчмонте, Нью-Джерси.

состояний, но не свойств личности), тем не менее получила в 1960-е гг. в мировой психодиагностике значительную популярность (по данным некоторых опросов конца 1990-х гг. — лидирует в российских психодиагностических исследованиях). Впоследствии появились и другие цветовые методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера—Хейса (1951), однако ни одна из этих методик не могла срав­ниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте Рор­шаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надежности этих техник.

В конце 1940-х гг. достаточно активно обсуждается вопрос о значении ситуа­ционных переменных применительно к данным, получаемым посредством проек-тинных техник. Предположения о том, что проективные тесты окажутся нечув­ствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. На­пример, когда человек перед обследованием ссорился с экзаменатором или про­сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответ­ственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Возникала нелег­кая задача отделения одних от других. Более того, среди значительной части пси­хологов росло раздражение от разбухающей массы сомнительной ценности иссле-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: