Родился 22 июня 1916 г. в Вене. Будучи студентом, увлекался журналистикой, писал стихи. Во время обучения в Венской медицинской школе заинтересовался психоанализом. В 1938 г. из-за аншлюса был вынужден эмигрировать в США. Некоторое время работал с психически больными в частном санатории. Степень магистра получил в Бостонском университете, там же занял место исследователя в департаменте психологии. Образование продолжил в Гарварде, где учился у таких известных психологов, как Г. Мюррей, Дж. Брунер, С. Томкинс. Докторская диссертация была посвящена тесту тематической апперцепции (опубликована в 1950). Долгое время работал в Вашингтонском госпитале Св. Елизаветы, сотрудничая со многими видными американскими психоаналитиками. Завершил психоаналитическое образование уже после Второй мировой войны в Нью-Йорке. Его исследования посвящены психотерапии, дефицитарным расстройствам у взрослых, анализу эго-фукции при шизофрении и другим проблемам психиатрии и клинической психологии, однако наибольшую известность Беллак приобрел как автор двух вариантов ТАТ — для обследования детей и лиц пожилого возраста. Умер 24 марта 2000 г. в Ларчмонте, Нью-Джерси.
|
|
состояний, но не свойств личности), тем не менее получила в 1960-е гг. в мировой психодиагностике значительную популярность (по данным некоторых опросов конца 1990-х гг. — лидирует в российских психодиагностических исследованиях). Впоследствии появились и другие цветовые методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера—Хейса (1951), однако ни одна из этих методик не могла сравниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте Роршаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надежности этих техник.
В конце 1940-х гг. достаточно активно обсуждается вопрос о значении ситуационных переменных применительно к данным, получаемым посредством проек-тинных техник. Предположения о том, что проективные тесты окажутся нечувствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. Например, когда человек перед обследованием ссорился с экзаменатором или просматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Возникала нелегкая задача отделения одних от других. Более того, среди значительной части психологов росло раздражение от разбухающей массы сомнительной ценности иссле-