Освящение архиереем одних антиминсов

Если архиерей по каким‑либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем. В частности, читаются те же две молитвы: «Господи Боже Спасителю наш…» и «Боже Безначальный…», что и во время освящения храма; звучат многие из молитвословий Великого освящения, антиминс помазывается (на практике кропится) родостамном и на нем воскомастихом крепятся мощи святых и т. д. То, что освящение антиминсов и последующее освящение храма священником – части одного чинопоследования, можно понять из того факта, что прочитанные архиереем молитвы уже не повторяются священником. Таким образом, совершаемое по необходимости освящение архиереем одних антиминсов никоим образом не становится «выхолащиванием» важнейшего обряда Церкви.

Освящение храма священником

Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.

1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у Царских врат на аналое ставится дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицею и воздухом. Перед ним зажигается свеча.

2. Во время установки («утверждения») Престола начальствующий священник не произносит тех молитв, которые должен читать архиерей, поскольку они были произнесены епископом при освящении антиминса.

3. Священник при обвязывании вервием (веревкой) Престола, облаченного в срачицу, делает обвязку не крестообразной формы, а в виде пояса.

4. Престол и стены храма не помазываются святым Миром, так как это уже совершено архиереем над антиминсом.

5. При крестном ходе вокруг храма носят не дискос с мощами, а антиминс.

6. Слова «Возмите врата князи ваша» и «Кто есть сей Царь славы?» перед закрытыми дверями храма произносятся только один раз.

7. Святые мощи на «основании» (столбце) под Престолом не кладутся.

8. По прочтении молитвы «Господи, Боже наш…» сугубой ектеньи не бывает, а читается малая.

9. При целовании креста священник окропляет присутствующих святой водой.

10. Многолетие не поется.

Затем, как и после архиерейского освящения храма, читаются Часы и совершается Божественная литургия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: