Каким бы способом представительный орган не был сформирован, он определенным образом структурируется, чтобы выполнять свои функции. Основа структуры Думы, собрания, совета обычно определяется в Уставе муниципального образования. Более подробно структура представительного органа описывается в его регламенте. В нее прежде всего входит Председатель думы (совета, собрания) и его заместитель Председателя.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой администрации - председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.
Председатель Думы представляет Думу в отношениях с федеральными органами государственной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими, физическими лицами и общественными объединениями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами субъекта Федерации:
осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и в целом Думы;
созывает и ведет Собрания Думы, подписывает принятые Думой решения;
осуществляет руководство работой аппарата Думы, в том числе утверждает Положение об аттестации сотрудников аппарата Думы;
принимает и увольняет сотрудников аппарата Думы в соответствии с действующим трудовым законодательством;
открывает и закрывает расчетные и текущие счета Думы и является распорядителем по этим счетам;
издает распоряжения по вопросам своей компетенции, а также утверждает ими правила, положения, планы и иные нормативные акты;
от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом муниципального образования и Регламентом Думы.
Председатель представительного органа - депутат Думы избирается ею тайным голосованием. Кандидатуры на должность председателя выдвигаются депутатами. Каждый депутат имеет право на самовыдвижение. В ходе обсуждения кандидатур на должность председателя кандидаты выступают на Собрании и отвечают на вопросы депутатов. Кандидаты вправе выступить с изложением своей позиции. Каждый депутат имеет право высказаться "за" или "против" кандидата, после чего обсуждение прекращается. Председатель Думы согласно уставам многих муниципальных образований считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Заместитель председателя Думы выполняет поручения председателя Думы и Собрания Думы, а в случаях отсутствия председателя Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции и полномочия председателя Думы.
Для подготовки и решения организационных вопросов деятельности в крупных муниципальных образованиях создается совет представительного органа. В него входят председатель Думы, его заместитель, председатели комитетов Думы, председатель Счетной палаты, председатель комиссии по этике, руководитель аппарата Думы. Совет Думы созывается председателем Думы либо по требованию одной трети членов совета Думы.
Совет Думы утверждает проект повестки собрания Думы и определяет дату его проведения, разрешает иные вопросы организации работы Думы, отнесенные к его компетенции решениями Думы. Решение совета Думы принимается большинством голосов от числа присутствующих на совете Думы и оформляется в виде протокола, который подписывается председателем.
Для подготовки проектов решений на Собрание Думы, разработки предложений для Собраний Думы, подготовки заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Собрания Думы, контроля исполнения решений Думы, рассмотрения поступивших обращений граждан и организаций создаются комитеты Думы, ответственные и подотчетные Думе.
Дума вправе создавать также постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Срок деятельности временных комиссий и групп определяется при их создании. Постоянные комиссии образуются на срок полномочий Думы. Полномочия постоянной комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Думы.
Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности Думы, оказания помощи комитетам и депутатам Дума создает свой аппарат. Его возглавляет руководитель аппарата Думы, который назначается и освобождается от должности в соответствии с Положением, принимаемым Думой. Руководитель аппарата Думы подчиняется непосредственно председателю Думы и подотчетен Собранию Думы.
Постоянные комиссии являются главными рабочими органами Думы (Совета, собрания). Их основные задачи заключаются в разработке предложений для рассмотрения советом депутатов; подготовке заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение совета депутатов; содействии депутатам совета депутатов, а также органам местного самоуправления в их работе по осуществлению решений совета; контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, по исполнению решений совета депутатов, по соблюдению федеральных и региональных законов; осуществлении контроля за рассмотрением и реализацией органами и должностными лицами местного самоуправления, общественными организациями предложений и замечаний депутатов, высказанных на заседаниях совета депутатов, а также за выполнением предложений и замечаний избирателей по вопросам, относящимся к ведению совета депутатов.
Постоянные комиссии руководствуются в своей деятельности Уставом муниципального образования, Регламентом представительного органа, а также решениями представительного органа, действующим федеральным и региональным законодательством.
Постоянные комиссии утверждаются советом депутатов на срок полномочий совета депутатов данного созыва в составе председателя и членов комиссии. Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их советом депутатов и подотчетны ему.
Постоянные комиссии образуются по разным сферам и отраслям деятельности представительного органа. Например, представительный орган Волосовского муниципального района Ленинградской области создал постоянные комиссии по бюджету, налогам и собственности; по промышленности, транспорту и коммунальному хозяйству; по социальным вопросам; по сельскому хозяйству, охране природы и потребительскому рынку.
Постоянные комиссии при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции, пользуются равными правами и несут равные обязанности. Они имеют право вносить на рассмотрение совета депутатов вопросы, относящиеся к компетенции постоянных комиссий. По вопросам, относящимся к их ведению, комиссии могут выступать с докладами и содокладами на заседаниях представительного органа. По вопросам, внесенным ими в представительный орган либо по вопросам, переданным комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение, они выделяют своих докладчиков или содокладчиков.
По вопросам, относящимся к их компетенции, комиссии вправе заслушивать на своих заседаниях доклады и сообщения руководителей администрации, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования. По приглашению постоянных комиссий руководители или представители указанных органов, предприятий и учреждений обязаны явиться на заседание комиссии и представить разъяснение по рассматриваемым комиссией вопросам. При этом постоянные комиссии заблаговременно извещают соответствующие органы и организации о предстоящем рассмотрении вопросов. Постоянные комиссии вправе требовать от органов местного самоуправления, их должностных лиц, должностных лиц предприятий и учреждений необходимые материалы и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Указанные органы, должностные лица обязаны выполнять данные требования постоянных комиссий.
Должностные лица представительного органа, постоянные и временные комиссии, рабочие группы (они создаются при необходимости подготовки каких-либо вопросов), аппарат представительного органа - это все функциональные подразделения представительного органа. Но при определенных условиях - когда в составе депутатов находятся члены политических партий (что всегда случается, когда представительный орган избирается по пропорциональной или смешанной системе), депутаты - члены политических партий объединяются в соответствии со своей партийной принадлежностью в особые группы - фракции.
Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ, внесенным в Государственную Думу Президентом РФ, предусмотрено, что депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения).
Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.
В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
Несоблюдение указанных требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
Помечать эту законодательную новеллу знаком "плюс" или "минус" рано. Надо посмотреть, как она скажется на практике. Главная опасность состоит в том, что деловое решение конкретных муниципальных дел может быть подменено политическими дискуссиями и словесными баталиями.
В последнее время эта формализованная внутренняя структура представительных органов дополнялась в некоторых муниципальных образованиях "информационными" формированиями, расширяющими коллегиальные начала работы этих органов и укрепляющими их связи с населением. Например, при Думе города Новоуральска (Свердловская область) создан совет общественных организаций в целях привлечения этих организаций к обсуждению и решению городских проблем. Совет участвует в формировании и реализации плана социально-экономического развития города, в разработке проектов решений (постановлений) городской Думы, в установлении диалога между обществом и властью, повышении общественной активности горожан. Совет представляет интересы общественности города, вносит предложения по проектам целевых программ в план социально-экономического развития города, изучает мнения общественности о наиболее важных проблемах города и деятельности органов местного самоуправления, координирует и объединяет общественные организации города в обсуждении стратегического плана развития города Новоуральска.