Введение. Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования. Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии.

Об остроте проблемы совершенствования государственной политики противодействия коррупции в нашей стране свидетельствуют результаты исследования, проводимого в рамках совместного аналитического проекта Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе. Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2012 год, опубликованного «Transparency International», показатель России – 2,8 (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший). В 2011 году этот показатель составлял 2,4. Примерно на том же уровне находятся такие страны, как Бангладеш, Белоруссия, Китай, Эфиопия[1].

О масштабах коррупции свидетельствует и то, что за 9 месяцев 2012 года в производстве следователей Следственного комитета находилось 20 697 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что почти на 7 тысяч больше, чем в прошлом году. Окончено расследование по 5 037 уголовным делам. По оконченным делам следователями выявлено и раскрыто в ходе расследования 5 085 преступлений коррупционной направленности, ранее не состоявших на учете (2011 г. – 2 542). Среди осужденных - депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ - 13 (2011 г. - 10); депутаты выборных органов местного самоуправления - 210 (2011 г. - 200); выборные должностные лица ОМСУ (главы МО) - 261 (2011 г. - 208);судьи - 2 (2011 г. - 4); члены избирательных комиссий - 19 (2011 г. - 12); прокуроры (их заместители) и помощники прокуроров - 19 (2011 г. - 16); сотрудники Следственного комитета - 13 (2011 г. - 9); руководители (их заместители) и следователи органов предварительного следствия в системе МВД России - 56 (2011 г. - 59); следователи следственных органов ФСКН России - 7 (2011 г. - 8); адвокаты - 39 (2011 г. - 49)[2].

Необходимо отметить, что формирование российского антикоррупционного законодательства осуществляется с начала 90-х годов прошлого века. Однако поворотным пунктом в становлении правового порядка в данной сфере стало принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в систематической форме изложившем принципы, направления и правовые начала борьбы с коррупцией в нашей стране, что обеспечило значительные изменения в его структуре, придало социальную направленность функционирования.

Между тем, принятие данного систематизирующего акта (также как и принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, а также принятием Федерального закона «О противодействии коррупции») является лишь первым этапом становления нового правопорядка в сфере противодействия коррупции.

Законодательство, которому отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данных противоречий, коренящихся в социальных процессах. Это не значит, что оно пассивно в отношении коррупционных отношений. Напротив, пробелы в правовом регулировании определенной совокупности общественных отношений, правовые коллизии, неопределенность правовых норм могут быть стимулом для развития коррупции. В то же время законодательство может устранять социальные причины этого зла. Однако следует подчеркнуть, что правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обусловливающих данное явление. Политика противодействия коррупции должна строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционный правопорядок).

Указанные обстоятельства определяют актуальность обращения к системному исследованию процесса формирования и совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции на современном этапе развития России.

Степень разработанности темы исследования. При написании исследования использовались работы следующих авторов: Д.И. Аминова, И.А. Бондаренко, С.В. Алексеева, Р.В. Дронова, Т.А. Фоминой, И. М. Гальперина, А.И.Долговой, В.И.Ерохина, А.И. Кирпичникова, В.В. Астанина, Н.А. Косолапова, В.В. Лунеева, Ю.Г. Наумова, А. В. Савватеева, Г. А.Сатарова, А.С. Сулакшиной, А.А. Чернакова и др.

Методологические основы формирования системы эффективного обеспечения национальной и экономической безопасности России от коррупционной угрозы и механизма нейтрализации коррупции в органах государственного управления в научной литературе исследованы недостаточно, в частности, отсутствуют работы, комплексно рассматривающие коррупцию как угрозу национальной безопасности.

Объектом исследования являются коррупционные отношения на современном этапе развития России.

Предметом исследования выступает государственная политика в сфере противодействия коррупции.

Цель исследования состоит в анализе системы коррупционных отношений на современном этапе и выявление перспективных направлений совершенствования антикоррупционной политики в России.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Представить генезис коррупционных отношений в России.

2. Определить содержание антикоррупционной политики государства.

3. Провести анализ законодательного обеспечения противодействия коррупции.

4. Исследовать проблемы коррупции в правоохранительной и оборонной сфере.

5. Провести обзор практики применения инструментов антикоррупционной политики.

6. Выявить направления борьбы с коррупцией в современном российском обществе.

Методы исследования. В работе нашли применение общенаучные и специальные методы теоретического и эмпирического исследования, в том числе: диалектический, формально-логический, метод аналогии, анализ и синтез, исторический метод, экспертных оценок.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в механизме антикоррупционной политики

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: