Ткани. Одежда

Изображение

В 12-13 вв. складываются традиции карельского костюма. Для его изготовления в основном использовались льняные нити; иногда добавляли конопляную и шерстяную нить. Ткани изготавливали на примитивных ткацких станках. Ткани в клетку, полоску (преобладали голубые, серые, сиреневые тона) использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов. Крой был простым. Из льна делали нательные рубахи; из шерсти – юбки, передники, накидки, головные платки, покрывала. Цветовая гамма костюма была довольно скупой: различные оттенки серого в сочетании с коричневым; реже использовался синий цвет. Богаче могли выглядеть женские шейные украшения, отделанные тесьмой, серебряными или позолоченными бляшками, а также головные уборы с серебряной, золотой нитью или шитьем. Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора.

Изобр.См. Книга Кочкуркиной

Тканые вещи, например, шерстяные одеяла отличались разнообразием расцветки и геометрических рисунков. Лоскутные одеяла радовали глаз удивительной согласованностью орнамента и цвета. Даже простейший, преимущественно линейный рисунок половиков не выглядел скучным.

Для северных и прилегающих к ним районов Карелии характерно полихромное узорное вязание из шерсти (чулки, носки, перчатки, рукавицы).

Посуда.

В быту чаще всего использовались различные типы емкостей из дерева – ушаты, чаны, лоханки, подойники, шайки, кадушки и др. Кухонная деревянная посуда также отличается своеобразным рационализмом формы. Такую посуду выдалбливали или резали из сосны, ели, липы, березы; нередко использовали капы - наросты. Различные чаши и чашки, миски, кружки внешне просты, но они настолько выразительны, что даже не нуждаются в орнаментальном оформлении или же оно сведено к минимуму.

Нередко в форме сосудов прослеживаются очертания плода или чашечки цветка, водоплавающей птицы, иногда – ладьи. Это особенно относится к таким изделиям, как различного размера ковши, ендовы, ложки, половники, совки, солонки, блюда и другие изделия.

Берестяные сосуды (туеса, корзины, кошели, солонки и пр.) относятся к числу древнейших форм; они составляют значительную часть домашней утвари и использовались как емкости для переноски и хранения различных вещей и продуктов. Иногда мастер украшал свои изделия тисненым орнаментом, наклеивал зубчатые пояски.

Изобр.

Прялки

.

Прялки обычно служили подарком дочери, жене, невесте, их брали с собой на посиделки, в гости. Они вырезались из части дерева, имевшей естественный изгиб; ее лопасть делалась стройной, тонкой. Крупные элементы дополнялись трехгранно-выемчатой резьбой, которая выполнялось сочно и непринужденно. Не исключались (в Поморье) и прялки с ажурной резьбой. Нередко в прялке совмещались и резьба и роспись. В районах, граничащих с русскими областями, росписи носили более свободный характер; например, в росписях Поморья больше изобразительных элементов, для произведений пудожских мастеров характерны оттенки коричневых фонов, преобладают мягкие созвучия красок. Изображения бутонов, цветов, винограда, цветущих садов с множеством птиц писались в общем светлом, лирическом ключе.

Изобр. Резьба и роспись по дереву

Роспись велась широкими мазками ярких красочных пятен, которые объединялись белильными мазками, а также черными или цветными «приписками», деталями. Из старообрядческих мастерских ведут свое начало шкафчики с аллегорическими картинками, среди которых наибольшую популярность получило изображение птицы Сирин – сказочной птицы с женской головой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: