Перевозчик обязуется доставить вверенное отправителем в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу – грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозную плату и иные причитающиеся перевозчику платежи. Договор возмездный и реальный.
Субъекты – перевозчик (только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель обладающий лицензией на осуществление перевозной деятельности), отправитель – любое ЮЛ или ФЛ. Грузополучатель: 1) М.б. лицо, в пользу которого заключен договор, т.е. выгодоприобретатель, никаких обязанностей в отношении участников данного договора не несет. Грузополучатель по отношению к грузоперевозчику несет обязанности по принятию груза и вывезти из пункта назначения. А если договор между отправителем и грузополучателем предусматривает что транспортные расходы возмещает получатель у него возникает обязанность оплатить перевозку и причитающиеся платежи.
2) Если договор трехсторонний то согласование условий происходит одномоментно, при этом получатель не участвует в заключении договора.
|
|
3) Обязательство перевозки является структурно сложным, в котором грузополучатель не является стороной договора, а является участником с самостоятельными правами и обязанностями перевозки.
Перевозка грузов на ж/д транспорте оформляется накладной и квитанцией приема груза, накладная должна содержать реквизиты отправителя и получателя, объем количество и свойства перевозимого груза, скорость перевозки, срок доставке, время принятия груза к перевозке в виде штемпеля, обязательно удостоверяется.
Перевозчик имеет право проверять правильность содержания накладной, но не обязан. Отправитель вручает грузоперевозчику квитанцию при необходимости составления дорожной ведомости и накладной, которые следуют с грузом на станцию назначения – это контрольный документ, с помощью которого прослеживается движение груза через промежуточные станции.
На морском транспорте система накладных используется только при прямых смешанных перевозках и при перевозке нефтеналивных грузов в каспийском бассейне. Во всех остальных случаях оформление перевозки осуществляется с помощью чартера (договора аренды ТС с экипажем) и коносамента.
В чартере (таймчартере) сторонами являются фрахтовщик и фрахтователь (хозяин груза).
Коносамент – ц.б. товарораспорядительный документ. М.б.: 1) предъявительским, 2) именным, 3) ордерным. Составляется в нескольких экземплярах т.к. груз м.б. продан несколько раз.
На речном транспорте форма договора как и на ж/д
На воздушном 2 накладные: 1) накладная отправителя, 2) грузовая накладная (заполняется воздушным перевозчиком). Грузовая накладная остается в аэропорту назначения, а грузополучатель отдает грузонакладную отправителя.
А/м транспорт – при перевозке груза товарного характера – транспортная накладная.