Для поддержания вращающихся деталей и для передачи вращающего момента от одной детали к другой в механизмах применяются прямые валы, устанавливаемые на подшипниковых опорах. Реже встречаются валы, используемые только для поддержания вращающихся деталей и не передающие вращающий момент, которые называют осями.
Нагрузка, действующая на валы – крутящий и изгибающий моменты, на оси действует только изгибающий момент.
Валы и оси имеют форму тел вращения. Наиболее удобны для изготовления валы круглого (рис. 6.1 а) и круглого полого (рис. 6.1 б) сечения. Для посадки деталей участки валов выполняются шпоночного (рис. 6.1 в), шлицевого (рис. 6.1 г) или профильного сечений (рис. 6.1 д).
а | б | в | г | д |
Рис. 6.1. Поперечные сечения валов |
По конструкции валы делятся на гладкие (рис. 6.2 а) и ступенчатые (рис. 6.2 б). Также бывают коленчатые и гибкие валы, которые в данном пособии не рассматриваются. Гладкие валы имеют одинаковый диаметр по всей длине, они более просты по конструкции, но требуют б о льшее количество крепежных деталей для закрепления насаживаемых деталей. Ступенчатые валы более распространены, они имеют разный диаметр на разных участках. Ступеньки служат для позиционирования деталей и могут воспринимать значительную осевую нагрузку.
|
|
Кроме того, среди валов выделяют валы с фланцами и валы с нарезанными на них зубчатыми колесами (валы-шестерни).
а | б |
Рис. 6.2. Гладкий (а) и ступенчатый (б) валы |
По назначению валы делятся на коренные валы (несущие рабочие органы машин: инструменты, колеса, барабаны и т.д.) и валы передач (несущие детали передач: зубчатые колеса, шкивы, звездочки, муфты).
Оси подразделяют на подвижные и неподвижные.