Подшипники качения являются основным видом опор валов и осей. Для снижения сопротивления при вращении используются тела качения.
Подшипники качения состоят из наружного и внутреннего колец с дорожками качения, тел качения (шариков или роликов), сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения. В совмещенных опорах одно или два кольца могут отсутствовать. В них тела качения катятся непосредственно по канавкам вала или корпуса.
Подшипниковые узлы, кроме непосредственно подшипников качения, включают корпуса с крышками, детали крепления колец подшипников, защитные и смазочные устройства.
Подшипники качения – группа изделий, наиболее широко стандартизированных в международном масштабе, взаимозаменяемых и централизованно изготовляемых в массовом производстве. В мире ежегодно выпускается несколько миллиардов подшипников нескольких десятков тысяч типоразмеров от 0,5 мм до 2 (и более) метров, массой от нескольких грамм до нескольких тонн.
Основные типы подшипников качения показаны на рис. 7.8.
|
|
а | б | в | г |
д | е | ж | з |
Рис. 7.8. Основные типы подшипников качения |
Достоинства подшипников качения (по сравнению с подшипниками скольжения):
· Меньшие моменты сил трения и теплообразование. Малая зависимость моментов сил трения от скорости;
· Значительно меньшие (в 5-10 раз) пусковые моменты;
· Большая несущая способность на единицу ширины подшипника;
· Относительно малая стоимость благодаря массовому производству;
· Значительно меньшие требования по уходу, меньший расход смазочных материалов;
· Меньший расход цветных металлов, меньшие требования к материалу и термообработке валов.
Недостатки подшипников качения:
· Повышенные диаметральные габариты;
· Меньшая способность демпфировать динамические нагрузки;
· Ограниченная быстроходность;
· Повышенный шум при высоких скоростях;
· Высокая стоимость при мелкосерийном производстве.