Прочие нетарифные барьеры

Политика той или иной страны в области ценообразования мо­жет быть направлена на поддержание внутренних цен на относи­тельно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенса­ционные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсацион­ные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внут­ренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компен­сационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, кото­рые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сбо­ров их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае ком­пенсационный сбор — функцией внутренней цены. Почти автома­тическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на спе­циальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В ре­зультате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление ком­пенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты приме­няются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта, например в конце 60-х гг.. подобная система применялась в Великобритании.

Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые техни­ческие требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертифи­ката качества.

К дополнительным платежам относятся различные администра­тивные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импор­та. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда, Но даже если условие нейт­ральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налого­обложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в боль­шей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только кос­венные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. оп­ределять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглаше­ния, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями (export subsidies) понимаются посо­бия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые госу­дарством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без со­кращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государст­вом экспортеру в трех формах:

· выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экс­порту;

· возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

·финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.;

2) косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополни­тельных доходов в иных сферах:

· налоговые льготы (государство может предоставлять различ­ные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при по­следующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

· государственное кредитование (государство может предостав­лять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение ус­ловий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный пере­ворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США — экспортно-импортный банк, в Великобритании — Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что сущест­венно повышает вероятность принятия странами-импортерами от­ветных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.

Субсидии являются таким же существенным элементом протек­ционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономи­ки, то экспортные субсидии — на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с им­портом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных про­даж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субси­дий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требу­ются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экс­портные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: