Является одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности компании и исходит из того, что темпы роста объемов продаж продукции на рынке и ее соответствующая доля рынка являются важными факторами при определении стратегии. Матрица состоит из четырех квадратов, по осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственное подразделение (деловая единица) представлено в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации (рис. 3).
Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данного хозяйственного подразделения (продукта) к доле рынка основного конкурента (лидирующего конкурентного продукта).
Относительная доля рынка отражает уровень издержек, базирующийся на опыте компании и масштабах производства. Компания БКГ установила, что с увеличением объема производства, достигнутым в ходе накопления производственного опыта уровень знаний ведет к поиску путей повышения эффективности производства и, как следствие, к снижению уровня издержек.
|
|
Относительная доля рынка
высокая (>1) низкая (< 1)
Звезды | Трудный ребенок |
Дойная корова | Собака |
Рис.4. 2. Матрица БКГ «рост-доля»
Примечание. Разделительная линия между высоким и низким темпом роста объема продаж продукта на рынке обычно устанавливается на значении 10%.Разделительная линия между высокой и низкой долей рынка устанавливается на уровне 1(многие эксперты считают, что эту границу следует устанавливать на уровне 0,75 - 0,80).
Таким образом, конкурент, который добивается наибольшей доли, старается реализовать достигнутые преимущества в области снижения издержек, что ведет к снижению цены и завоеванию новых покупателей, увеличению объема продаж, расширению занимаемой доли рынка и получению дополнительной прибыли.
Характеристика четырех основных типов
продуктов БКГ.
Звезды (хозяйственные единицы с высокой относительной долей рынка в быстрорастущих отраслях).
лидеры быстрорастущих рынков;
высокий темп роста продаж;
значительная прибыль;
для финансирования роста необходимы значительные инвестиции;
обычно переходят в категорию дойных коров.
Возможные стратегии:
-принять оборонную стратегию (защитить имеющуюся долю рынка);
- произвести повторные инвестиции доходов в виде модернизации
продукта, снижения цены, повышения эффективности производства
и т.п.;
-завоевать большую долю новых потребителей.
Трудный ребенок.
начальная точка большинства выпускаемых на рынок продуктов;
высокий темп роста продаж;
низкая относительная доля рынка;
|
|
ограниченные возможности использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства;
огромные потребности в финансировании (исследования и разработки, стоимость выпуска на рынок и т.п.);
низкий коэффициент прибыльности, являющийся следствием вышеперечисленных факторов.
Возможные стратегии:
-принять стратегию «наращивания» (произвести значительные инвестиции для получения сверхвысокой доли объема новых продаж);
- принять стратегию «наращивания» (выкупить продукты-конкуренты для того, чтобы получить дополнительную долю рынка);
- сфокусировать усилия на конкретной нише рынка, в которой может быть достигнуто доминирующее положение;
- применить стратегию «урожая» (повысить краткосрочную прибыльность путем снижения до минимума всех затрат);
- как естественное следствие стратегии «урожая» применить стратегию «сворачивания» (прекратить выпуск данного продукта или продать хозяйственное подразделение с тем, чтобы с большей пользой использовать ресурсы в другом месте).
Дойные коровы (хозяйственные подразделения, имеющие высокую относительную долю рынка в медленно растущих отраслях).
лидеры рынков с низкими темпами роста;
высокий коэффициент прибыльности;
приносит больше дохода, чем необходимо для сохранения лидирующих позиций на рынке и удовлетворения потребности в реинвестировании;
являются ценной составной частью хозяйственного портфеля корпорации, так как дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды.
Возможные стратегии:
-принять стратегию «удержания» (поддерживать лидирующее положение на рынке);
- произвести инвестиции в модернизацию процесса изготовления и в получение технологического преимущества;
- произвести инвестирование в модернизацию изделия, его функциональных особенностей;
- поддерживать лидирующее положение по цене;
- использовать часть прибыли для поддержки категорий «трудный ребенок» и «звезды»;
- для малоприбыльных продуктов использовать стратегию «урожая».
Собаки (хозяйственные подразделения с низкой относительной долей рынка в медленно растущих отраслях).
достаточно большое число продуктов являются малоприбыльными;
низкий коэффициент прибыли или убыточны;
крайне ограниченные возможности роста, так как рынок не развивается.
Возможные стратегии:
-сфокусировать усилия на специальном сегменте рынка, в котором можно сохранить лидирующее положение и который можно защитить от атак конкурентов;
-применить стратегию «урожая»;
- применить стратегию «сворачивания».
Преимущества матрицы БКГ (рост/доля).
Используется для исследования взаимосвязи между хозяйственными единицами, входящими в организацию, а также их стратегических целей; рассматривает финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, объясняя, почему приоритеты распределения ресурсов внутри организации (корпорации) различны для разных хозяйственных подразделений.
Недостатки матрицы БКГ (рост/доля):
не всегда правильно оценивает возможности бизнеса; например, для единицы категории «собака», может порекомендовать уход с рынка, в то время как под воздействием внешних и внутренних факторов позиция бизнеса может измениться. Так, мелкое фермерское хозяйство, поставляющее овощную продукцию, в 70-е годы могло быть оценено как «собака», но уже к 90-м годам ухудшение экологической обстановки и особое отношение к экологически чистым продуктам создали новые перспективы для этого бизнеса;
оценивая критерии только как «низкий» или «высокий» не отражает того, что многие хозяйственные подразделения работают на рынках со средними темпами роста и относительной долей рынка;
|
|
Подразделение хозяйственных единиц на четыре группы является довольно упрощенным подходом. Так, например, некоторые лидеры с высокими темпами роста и максимальной долей рынка никогда не были звездами с точки зрения прибыльности, а большинство фирм, находящихся на вторых ролях и имеющих низкую относительную долю рынка нельзя отнести к категории «собаки» или «трудный ребенок», так как они имеют стабильные темпы роста, прибыльны и способны успешно конкурировать;
сосредоточена на потоках инвестиций, но не отражает эффективность инвестирования в то или иное хозяйственное подразделение;
в матрице наблюдается довольно сильная связь между относительной долей рынка и эффектом кривой опыта, однако не во всех отраслях эффект кривой опыта дает сильное конкурентное преимущество;
для оценки долгосрочной привлекательности группы хозяйственных единиц анализа двух переменных (темпы роста и относительная доля рынка) недостаточно.
Матрица БКГ - это диагностический инструмент, а не руководство для принятия стратегических мер.