Перестройка дорожных одежд переходного типа

К дорожным одеждам переходного типа относятся, одежды, имеющие гравийные или щебеночные покрытия, а также покрытия из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими.

К этому же типу относятся мостовые, доля которых в настоящее время весьма незначительна.

Такие дорожные одежды устраивают на дорогах IV и V категорий при интенсивности движения до 300авт./сут в районах с сухим и жарким климатом и до 500 авт./сут с умеренным климатом.

На дорогах с интенсивностью движения свыше 500авт./сут устраивают покрытия из гравийных или щебеночных материалов, обработанных органическими вяжущими.

Основные преимущества дорожных одежд переходного типа состоят в возможности широкого использования местных материалов, в простоте технологии строительства и, как следствие, в низкой стоимости.

Недостатками таких одежд являются невысокие прочность и долговечность, появление деформаций и разрушений, а также пылимость гравийных и щебеночных покрытий. Поэтому при повышении интенсивности движения (более 500авт./сут) переходные покрытия, как правило, перестраивают.

В зависимости от состояния дорожной одежды, фактической и ожидаемой интенсивности движения назначают вид работ по реконструкции гравийных, щебеночных и других покрытий переходного типа.

Существуют два основных вида перестройки покрытий переходного типа:

- восстановление и усиление гравийного или щебеночного покрытия путем устройства нового слоя из гравия или щебня или путем добавления нового гравия или щебня с перемешиванием со старым материалом для улучшения его фракционного состава;

- ремонт существующего гравийного или щебеночного покрытия и устройство нового слоя из материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими, и тем самым перевод дорожной одежды из переходного типа в дорожную одежду облегченного типа. В этом случае старая дорожная одежда становится основанием.

На рис. 58 приведена схема уширения с последующим усилением слоем асфальтобетона реконструируемой дорожной одежды переходного типа. Встречается и такой вариант, когда существующая дорожная одежда из гравия или щебня полностью разбирается и заменяется новой.

Рис. 58. Схема уширения и усиления переходного покрытия: а - подготовка ровика для уширения; б - уширение и усиление при основании из щебня; в - то же, при основании уширения из камня; 1 - кирковка существующего покрытия на глубину 5-7 см;

2 - нижний слой старого покрытия (щебеночного, гравийного);

3 - песчаный слой; 4 - досыпка обочины и земляного полотна;

5 - песчаный слой уширения;

6 - уширение и утолщение старым щебнем; 7 - тоже новым щебнем;

8 - уширение основания камнем;

9 - новое покрытие из асфальтобетона.

Простейший способ перестройки гравийного или щебеночного покрытия состоит в его сплошном выравнивании и усилении.

Технология работ включает следующие операции:

- перестройку дорожной одежды в местах пучин, просадок, проломов и глубоких колей;

- очистку поверхности покрытия от грунта, пыли, грязи и мусора;

киркование проезжей части на глубину наибольших неровностей, но не менее чем на 4-5см. Перед киркованием в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6-12л/м2 и производят предварительное профилирование;

- вывоз на покрытие новой гравийной или щебеночной смеси подобранного состава объемом 200-800м3/км;

- распределение смеси автогрейдером, профилирование и уплотнение;

- подсыпку грунта на обочины, разравнивание и уплотнение.

Для усиления применяют гравийную или щебеночную смесь оптимального гранулометрического состава с размером зерен 0-20мм или 0-40мм, марка щебня из изверженных и метаморфических пород по прочности не ниже 600 для дорог V категории и 800 для дорог IV категории, а из осадочных пород соответственно 400 и 600. Марка гравия и щебня из гравия Др16 и Др12 для дорог V и IV категорий.

При невозможности получения из карьера гравийных смесей требуемого зернового состава их готовят в карьере или на месте (на дороге) путем добавления и тщательного перемешивания отдельных фракций.

В процессе уплотнения рекомендуется поливать материал водными растворами гигроскопических солей 20-30%-ной концентрации с нормой расхода 2-3л/м2. Это позволяет получить плотное, прочное, устойчивое и непылящее покрытие.

Уплотнение производят вначале самоходными катками с гладкими вальцами массой 5-8т (прикатка), а затем такими же катками массой 10т и более (укатка). Окатанный гравийный материал старого покрытия уплотняется с большим трудом, поэтому в него добавляют 25-30% дробленого гравия или щебня.

В настоящее время в процессе реконструкции дорог гравийные, щебеночные и другие типы переходных покрытий перестраивают в покрытия облегченного усовершенствованного типа с устройством слоев усиления или защитных слоев из материалов, обработанных вяжущими.

Смешение на дороге может выполняться машинами разных модификаций:

- однопроходной грунтосмесительной машиной ДС-162 (рыхление, перемешивание с порошкообразными и жидкими вяжущими, дозирование и распределение жидких вяжущих, предварительное уплотнение за один проход);

- профилировщиком ДС-161 (рыхление, перемешивание - собирание в валик и погрузка на систему транспортеров, отсыпка в валик - за первый проход, распределение смеси из валика в слой - за второй проход). Профилировщик при этом оснащается системой дозирования и распределения жидких компонентов;

- профилировщиком ДС-161 (рыхление, сухое перемешивание, погрузка смеси в смеситель типа Д-370, где выполняется дозирование порошкообразных и жидких вяжущих, перемешивание смеси и выгрузка в виде валика на полотно дороги). При обратном проходе профилировщика производится распределение смеси из валика в слой.

Пропитка может осуществляться как органическими, так и неорганическими вяжущими.

Технология пропитки органическими вяжущими включает последовательное выполнение операций:

- измельчение слоя указанными выше машинами;

- подвоз и распределение вяжущего гудронатором;

- подвоз и распределение фракций каменного материала мельче основной фракции материала в слой автогрейдером, прикатка катками и снова повторение технологических операций только с каменными материалами более мелких фракций.

Пропитку можно осуществлять на щебне марки не ниже 800 из изверженных пород и не ниже 600 из осадочных пород. Если обрабатываемый слой будет использоваться как основание, можно уменьшить марку щебня на одну ступень.

Глубина обработки измельчения должна составлять 0,9 от проектной толщины, но не менее 1,5 размера максимальной фракции щебня при его содержании до 30%. Объем каждой следующей фракции щебня составляет 0,9-1,1м3 на 100м2. Расход органического вяжущего составляет 1,0-1,1л/м2 на каждый см толщины слоя, а для покрытия 1,5-2,0л/м2 дополнительно.

Особенности производства розлива вяжущего в несколько приемов следующие:

- 1-й розлив - 50% (для битумной эмульсии 70%),

- 2-й розлив - 30%,

- 3-й розлив для битума 20%.

Битумная эмульсия рассчитывается на содержание битума.

Если щебень сухой (температура воздуха больше 20°С), его увлажняют (8-10л/м2). Битум при этом можно применять только после подсыхания щебня, а эмульсию - сразу. Все работы по рассыпке и уплотнению щебня выполняют до остывания вяжущего. Движение можно открыть через 1-3сут. при использовании эмульсии и через 10сут. при использовании битума.

Пропитка щебеночных (гравийных) оснований пескоцементной смесью, приготовленной в установках типа ДС-50А, ДС-50Б, Д-370, ДС-174 или на бетонных заводах, осуществляется в двух основных режимах: сухом (смесь имеет влажность меньше оптимальной на 20-40%) и переувлажненном (влажность больше оптимальной на 20-40%). В первом случае щебень должен быть сухой, а во втором увлажненный, по норме 3-10л/м2.

Уплотнение может осуществляться разными катками в зависимости от необходимой толщины слоя пропитки:

- до 5см - пневмошинным катком за 14-20 проходов по одному следу;

- до 7см - вибробрусом профилировщика ДС-108 при одновременном распределении за один проход;

- до 10см - виброкатком за 2-4 прохода по одному следу;

- до 17см - кулачковым катком за 13-15 проходов по одному следу.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДОРОГИ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГ 7

2. ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 10

3.ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ В ПЛАНЕ И ПРОДОЛЬНОМ ПРОФИЛЕ 14

4.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 16

5.РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

5.1. Условия работы существующего земляного полотна и основные пути повышения его прочности и устойчивости 22

5.2 Подготовительные работы к реконструкции земляного полотна 29

5.3. Способы уширения насыпей и выемок 32

5.4. Исправление продольного профиля. Увеличение высоты насыпей и глубины выемок 45

5.5. Перестройка пучинистых участков 54

5.6. Повышение устойчивости откосов реконструируемого земляного полотна и совершенствование системы водоотвода 63

5.7. Перестройка и удлинение водопропускных труб 71

6. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

6.1. Способы реконструкции дорожных одежд 75

6.2 Способы разборки слоев дорожных одежд для повторного использования их материалов 78

6.3. Способы регенерации дорожных одежд и покрытий 79

6.4. Уширение дорожной одежды 89

6.5. Усиление существующих дорожных одежд 93

6.6. Особенности реконструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями 98

6.7. Устройство краевых полос и укрепление обочин при реконструкции дорог 102

6.8. Перестройка дорожных одежд переходного типа 106


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: