Место и роль Европейского союза в мировой экономике

Исторически ЕС стал первым региональным блоком, началом формирования которого считается 1951 г. Сегодня ЕС является наиболее развитой интеграционной группировкой, достигшей наиболее зрелых форм, и рассматривается как своеобразная «лаборатория» моделей и механизмов экономической интеграции. Формирующийся в ЕС региональный хозяйственный комплекс считается примером реализации теории регионализма в мировом хозяйстве.

Европейский союз (ЕС) в настоящее время является мощной экономической группировкой, объединяющей 27 стран Западной, Центральной и Восточной Европы с территорией 3 992 тыс.км2, населением более 500 млн человек, долей в мировой торговле около 38% (2010 г.) и около 1/4 мирового ВВП.

Основы объединённой Европы были заложены в апреле 1951 г., когда первые шесть европейских стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали в Париже договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Этот договор вступил в силу в 1953 г. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики – угледобывающую и сталелитейную промышленность.

В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субсидии и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудной, сталью. В торговле со странами, не входившими в общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный высший руководящий орган, состоявший из независимых представителей стран Сообщества, осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики.

По мнению аналитиков, несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС явился примером успешных интеграционных связей. Созданное ядро европейской тяжелой промышленности перестало быть постоянным источником конфликтов и превратилось в катализатор процесса сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом в процессе международного сотрудничества в рамках данной организации, усилили веру в объединении Европы и открыли путь для последующих этапов в области европейской интеграции.

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется «золотым веком» в истории Сообщества[35]. Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь, 1955 г.), на которой был обсуждён меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путём развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. был подписан Римский договор, воплотивший в жизнь основные положения Мессинской конференции. Было учреждено Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, его второе официальное название – «Общий рынок») основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве. Одновременно был подписан договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Это сообщество было создано по модели ЕОУС и имело тоже отраслевую направленность, определяя совместное развитие производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Третий этап интеграции в ЕС (с начала 70-х до середины 80-х годов) ознаменовался противоречиями и значительными трудностями и оценивался многими западными учёными как кризисным. Здесь имели место вялые темпы роста относительно других стран Запада, высокий уровень безработицы, «торговые войны» между странами-партнёрами. Вместе с тем ЕС удалось добиться определённого прогресса в интеграции. Во-первых, в январе 1973 г. происходит первое расширение состава ЕС в результате присоединения к нему Великобритании, Дании и Ирландии. Во-вторых, с начала 1975 г. страны-члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами. В ЕС сферой национального регулирования становится валютная интеграция. С 1978 г. создаётся Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчётной единицы – ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Создаётся Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счёт объединения части (20 %) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция, механизм которой впоследствии неоднократно корректировался, была важным элементом в продвижении региональной интеграции и ступенькой к современному экономическому и валютному союзу.

Четвёртый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов) характеризуется как качественно новый, в ходе которого было завершено создание единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС.

Пятый самый сложный этап создания целостной хозяйственной системы знаменуется переходом к формированию экономического, валютного и политического союза. Механизм такого перехода был заложен в Маастрихтском договоре о Европейском союзе, подписанном в феврале 1992 г. в Маастрихе (вступил в силу с 1 января 1993 г.). Этот договор включает три принципиально новых качественных момента:

 введение с 1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран-членов ЕС;

 создание в рамках ЕС экономического и валютного союзов (ЭВС) и замена национальных валют единой валютой, получившей позже наименование – евро;

 формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних проблем (особенно в области борьбы с преступностью), сближения юридических систем, повышение роли парламента ЕС.

Формирование ЭВС было запланировано в виде трёх последовательных этапов – подготовительный – до 1 января 1996 г., организационный – до 31 декабря 1998 г. и заключительный – до 2002 г.

В ходе первого (подготовительного) этапа участники сняли ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в ЭВС. Такими показателями являются: дефицит госбюджета в размере около 3 % ВВП в рыночных ценах; государственный долг не более 60 % ВВП; годовая инфляция в размере не выше 1,5 % усредненного уровня инфляции трёх стран с наиболее низкими её темпами; средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2 % усреднённого уровня этих ставок в трёх странах с наиболее низкими темпами инфляции; участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25 %).

Однако не все страны ЕС смогли начать переход к евро (с 1 января 1999 г.)[36], так как не выполнили вышеперечисленные требования. Но по мере достижения этих требований «зона евро» расширялась и по состоянию на 2012 г. в неё вошли 18 стран.

В основу формирования Европейского союза была поставлена задача проведения общей политики в разных сферах (в торговле, НИОКРе, сельского хозяйства и т.д.).

Общая торговая политика в ЕС проводится с 1968 г., т.е. с создания таможенного союза.

Что касается научно-технической политики, то она проводится на основе четырёхлетних программ научных исследований с учётом мировых тенденций и в целом группы развитых стран. В настоящее время действует восьмая программа с объёмом финансирования более 75 млрд евро, выделенных в основном из единого бюджета[37]. Она включает такие направления, как специальные программы «Сотрудничество» (совместные исследовательские проекты в энергетике, ИТТ, экологии др.), «Идеи» (создание европейского исследовательского пространства), «Люди» (повышение квалификации), «Возможности» (интенсификация исследовательской и инновационной работы), функционирование общего исследовательского центра, деятельность Евроатома.

Другим ведущим направлением общей политики ЕС является региональная политика, тем более, что последние расширения ЕС (в 2004, 2007 гг. страны Центральной и Восточной Европы – бывшие соцстраны) обострили проблему дифференциации уровня экономического развития между европейскими странами (например, ВВП на душу населения в 2007 г. в Германии – 34,75 тыс. долл., Венгрии – 10,88, Румынии – 10,09, в то время как средний показатель по ЕС – 28,51 тыс. долл.). Для решения этой проблемы разработана новая концепция региональной политики на 2007 – 2013 гг., в основу которой положен одинаковый подход к странам независимо от даты вступления, упрощения административных процедур, преимущественное финансирование наиболее отсталых регионов.

Важным направлением политики ЕС является общая аграрная политика. Её механизм основан на системе единых цен, регулировании импорта аграрной продукции из третьих стран, субсидировании аграрного сектора за пределы Евросоюза. В Европе сложился второй по величине после США аграрно-промышленный комплекс, успешно конкурирующий с американским капиталом на зерновых рынках, торговле мясом, молочными изделиями, винами. Сельское хозяйство региона отличается разнообразием и эффективностью.

В структуре ВВП региона на первую сферу (с/х, лесное, рыболовство) в среднем приходится 3,5%, на промышленность и строительство – до 30% и на долю услуг – более 65%.

Европейский регион силён своей промышленностью, на долю которой приходится около 1/3 в мире. Среди отраслей международной специализации выделяются атомная энергетика, нефтегазовый комплекс, автомобильная, авиакосмическая[38]. Высокотехнологичные отрасли машиностроения (станкостроение, производство компьютеров и электроники), химическая, пищевая промышленность, производство новых конструкционных материалов, биотехнология. Вместе с тем в последние десятилетия наблюдается старение традиционных отраслей – чёрной металлургии, текстильной и лёгкой промышленности.

В сфере услуг ЕС наблюдается переход от постиндустриальной модели к экономике, основанной на знаниях и новых технологиях. Здесь наиболее динамично развиваются компьютерные технологии, электронная торговля, а также транспорт и туризм.

Страны Евросоюза проводят общую согласованную внешнеэкономическую политику, что прежде всего проявляется во внешней торговле. Внешнеэкономическая стратегия ЕС базируется на таких основных инструментах, как общий внешний тариф, процедура по борьбе с демпингом и субсидиями, поддержка европейских экспортёров, а также преференциальные соглашения.

В результате вышеперечисленного Евросоюз стал крупнейшим мировым экспортёром и импортёром товаров и услуг, охватывая около 20% мировой торговли. В товарной структуре экспорта ЕС более 80% приходится на готовые товары и полуфабрикаты, в том числе на долю машин, оборудования и транспортных средств приходится около 40%, на химические продукты и фармацевтику – более 12 %.

В мировой торговле продукция ЕС занимает ведущие позиции: более 50% экспорта химической продукции и фармацевтики, около 40% мирового экспорта машин и оборудования, а в целом за счёт европейской продукции обеспечивает примерно 40% мирового экспорта готовых изделий и полуфабрикатов. В импорте ЕС также велика доля готовых изделий и топливных товаров.

Европейский союз выделяется среди крупных экономических группировок в мире высокой долей внутрирегиональной торговли – около 60%.

Среди зарубежных партнёров ведущие позиции занимают США, на долю которых приходится более 23% экспорта и 15% импорта. Второе и третье места делят между собой Китай и Япония. Причём доля Китая в торговле с ЕС стабильно растёт, на него приходится более 5 % экспорта и 14 % импорта.

Что же касается мировых рынков капитала, то здесь основным партнёром для ЕС традиционно являются США, на которые приходится боле 2/3 европейских прямых зарубежных инвестиций. С другой стороны, важную роль играют европейские прямые инвестиции для американского бизнеса, по имеющимся оценкам около 60%[39].

Подводя итог, следует отметить, что в последние годы европейская экономика испытывает серьёзные трудности. По оценке экспертов, страны Европы сильнее других регионов пострадали от мирового экономического кризиса и сравнительно медленно выходят из него. Как отмечается в докладе ООН «Мировое экономическое положение и перспективы 2013 г.», экономики нескольких европейских стран уже находятся в состоянии рецессии, уровень безработицы составил 12 %, что стало следствием неустойчивого финансового сектора, жёсткой бюджетной экономии и слабого роста. С имеющимся состоянием экономики и проводимой политикой Еврозоны, как отмечают аналитики, потребуется ещё как минимум 5 лет для того, чтобы преодолеть кризис 2008 – 2009 гг. По прогнозам ООН, рост экономики в Еврозоне составит 0,3 % в 2013 г. и 1,4 % в 2014 г. Экономическому развитию в регионе могут препятствовать сильное сокращение бюджетных расходов и запоздалое применение программы прямых монетарных операций[40].

Авторы доклада полагают, что корни экономического спада кроются в проблемах ряда ведущих промышленно развитых стран. Большинство из них, особенно в Европе, попали в «замкнутый круг» высокого уровня безработицы, неустойчивости финансового сектора, жёсткой бюджетной экономии и низкого роста.

Рецептом возвращения к устойчивому экономическому росту, по мнению авторов доклада, может стать постепенный сдвиг от повальной экономии и сокращения расходов к стимулирующим мерам, ориентированным на среднесрочную перспективу. Особую важность в этом вопросе, как подчёркивается, имеет необходимость чётко координировать все попытки выйти из кризиса на международном уровне.

Отличительной особенностью развития Евросоюза является неравномерность развития экономики его стран.

Решающую роль здесь играют крупнейшие страны «старого» ЕС – Франция, Великобритания, Италия и Германия, выступавшая «локомотивом» регионального развития. Несмотря на неустойчивое развитие этих стран в посткризисный период, эксперты по-прежнему отводят им лидирующую роль в перспективном развитии. Этому будет способствовать более высокий уровень НИОКР в этих странах, переход на постиндустриальную модель развития.

Германия по экономическому развитию занимает первое место в Европе и третье в мире. В развитии страны экспорт является мощным фактором её экономического роста. Германия активно участвует в МРТ, имея широкую производственную специализацию. Основными отраслями специализации являются машиностроение и металлообработка, обеспечивающие 50 % объёма экспорта. В первую очередь это общее машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность.

По выпуску полиграфического оборудования Германия занимает первое место в мире, по производству медикаментов – второе место в мире, по объёму внешней торговли – третье (после США и Китая).

Страна является одним из ведущих кредиторов мира, являясь активным членом Парижского клуба, который объединяет страны-кредиторы. Значительная часть её капиталовложений размещена в европейских странах (около 40 %).

На них же ориентированы в основном и внешнеэкономические связи Германии. К основным проблемам в стране, помимо отмеченных выше, является демографическая (старение населения) и, как следствие, нехватка рабочей силы, восполняемая за счёт иммигрантов, имеющих низкую квалификацию.

В структуре ВВП страны более 70 % приходится на сферу услуг, в то время как на промышленность – около 28 % (в т.ч. на обрабатывающую – 24 %) и на первичную сферу – 1,1 %.

В текущем столетии основной акцент в перспективном развитии делается на человеческий капитал как основу постиндустриальной экономики.

Франция – страна из бывшей колониальной империи вышла на уровень постиндустриального развития. На долю страны приходится более 10 % совокупного промышленного производства развитых стран. Здесь активно развивается машиностроение, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая отрасли, которые в совокупности дают 60% промышленной продукции Франции.

В структуре ВВП на первичную сферу приходится менее 2 %, на промышленность и строительство – около 25 % и более 70 % на сферу услуг, где особенно бурно развивается туризм (стабильно удерживает первое место в мире по прибытию туристов и второе по объёмам получаемых доходов от туризма).

Как и в других странах ЕС, внешнеэкономические связи Франции динамично развиваются. Наибольшее значение приобретают связи со странами ЕС, а также с США, Китаем, Японией. В настоящее время Франция уделяет особое внимание в торговле со странами Юго-Восточной Азии. Страна активно участвует в международном движении капиталов.

Как и другие «крупные» страны ЕС, Франция сравнительно медленно преодолевает трудности после глобального кризиса и, по оценке экспертов, в ближайшие годы темпы её роста не буду превышать 1,5 – 1,8 %.

Великобритания в отличие от других «продвинутых» стран ЕС имеет самые крупные запасы энергоресурсов (нефти и газа). Однако в настоящее время основу экономики составляют отрасли перерабатывающей промышленности и услуги. В структуре ВВП на первичную сферу приходится около 1 %, промышленность и строительство – около 24 % и 75 % ВВП создаётся в сфере услуг.

По объёму промышленного производства страна входит в пятёрку мировых лидеров. Великобритания отличается высоким уровнем грамотности взрослого населения (99 %), более 25 % взрослого населения имеют высшее образование, 65 % – среднее.

Великобритания входит в когорту ведущих научных держав мира. По числу Нобелевских премий она занимает 2-е место после США. Расходы на НИОКР составляют около 2 % от ВВП.

По сравнению с 90 годами, структура ВВП страны существенно изменилась: доля первой сферы составляет 1 %, 2 – около 24 % и более 75 % приходится на сферу услуг, т.е. структура ВВП Великобритании соответствует структуре постиндустриального типа развития.

По объёму промышленного производства страна занимает пятое место в мире, где ведущее место занимает электротехническое и транспортное машиностроение, в т.ч. производство компьютеров и конторского оборудования. В отличие от ряда ведущих стран в обрабатывающей промышленности Великобритании занимает высококонкурентная пищевая отрасль (более 13 %).

Заметную роль в развитии страны занимает иностранный капитал – в первую очередь ТНК. ТНК играют важную роль в разработке ресурсов Северного моря (добыча нефти и газа и развитие ТЭКа). В движении капитала Великобритания выступает в роли экспортёра и импортёра; она занимает ведущее место в мире по величине экспорта ПИИ (ориентировочно около 15 %). Основные объекты приложения британского капитала являются Северная Америка и страны ЕС.

Что же касается импорта ПИИ, то здесь ключевую роль играют инвестиции американских ТНК (прежде всего в нефтедобыче и нефтепереработке).

Внешняя торговля играет важную роль в экономике страны (экспортная квота составляет около 28 %).

В структуре товарного экспорта около 50 % составляет продукция машиностроения – двигатели и моторы, самолёты, вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование (примерно 8 % мировых поставок); второе место занимает продукция химической промышленности. О конкурентоспособности британской продукции свидетельствует высокая доля в экспорте (одна треть) высокотехнологичных товаров.

Тем не менее, несмотря на высокий уровень развития экономики, Великобритания после кризиса переживает те же трудности, что и четвёрка ведущих стран ЕС. По оценке экспертов, в ближайшие годы темп роста экономики страны не будет превышать 1,5 – 2 % с сохранением отрицательного торгового сальдо по текущим операциям. Дефицит по текущим операциям предполагается компенсировать чистым притоком капитала.

Япония – страна восходящего солнца. Действительно вплоть до 90-х гг. она позиционировала себя как вторая держава мира по уровню и качеству экономического развития. Среднегодовые темпы роста составляли: в 1961 – 1970 гг. – 10,7 %, в 1971 – 1980 гг. – 4,6 %, в 1981 – 1990 гг. – 4,0 %. Далее темпы снижались и в настоящее время составляют в среднем за первое десятилетие XXI в. – 1,5 % (в 2012 г. – 1,9 %, после спада в 2011 г.).

На темпы развития японской экономики отрицательно сказались следующие факторы – принцип заимствования новых технологий главным образом из США, что отрицательно сказывалось на собственное развитие НИОКР; абсолютная зависимость от первичных энергоресурсов и резкое падение мировых цен в 70-е гг., что привело к снижению роста ВВП в два раза. В 90-е гг. «спусковым крючком» стали недостатки японской финансовой системы, обнаружившей свою несостоятельность в период экономики «мыльного пузыря»[41], взрыв которого в 1989 г. обозначил начало кризиса. В результате страна в 90-е гг. пережила рецессию (среднегодовые темпы ВВП составляли 1,4 %, причём в отдельные годы наблюдалось сокращение ВВП).

Начиная с 2003 г. страна с трудом начала выходить из состояния рецессии. Однако происшедшие в последующие годы – мировой кризис 2008 – 2009 гг., волна землетрясений и цунами в 2011 г., катастрофа на АЭС «Фукусима» вновь поставили перед японской экономикой очередные трудности. По имеющимся прогнозам, в ближайшие три года темпы роста ВВП будут разнонаправленными (в частности, в 2013 г. темп роста ВВП может составить не более 0,8 %)[42].

В современной структуре ВВП Японии (2010 г.) на сельское хозяйство приходится 1,4 %, на промышленность и строительство – 25 %, в том числе на обрабатывающие отрасли 21 %, на услуги – около 74 %.

Япония играет важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая определяется степенью её воздействия на характер и динамику развития сотрудничества и влиянием, которое она оказывает на экономическое развитие многих восточноазиатских стран. По оценкам МВФ, увеличение производительности труда в Японии на один процентный пункт может привести за короткий период к увеличению ВВП в Восточной Азии на 0,25 %. Это связано с направленностью внешнеторгового потока Японии и движением её инвестиций в страны АТР.

Для Японии внешняя торговля играет исключительную роль (экспортная квота страны – 15,2 %, импортная – 29,3 %). В стране вплоть до 2010 г. характерным было положительное сальдо за счёт превышения экспорта над импортом, однако в 2011 г. впервые сальдо отрицательное (экспорт – 823,3 млрд долл., импорт – 854,6 млрд долл.).

В экспорте Японии на долю готовой продукции приходится более 95 %, в том числе (в 2011 г.): на машины и оборудование приходится 42,2 % (в 2000 г. – 53,7 %), транспортные средства – 21,7 (в 2000 г. – 21,2 %), химическую продукцию – 13,1 (2000 г. – 9,8 %), металлопродукцию – 9,3 (в 2000 г. – 5,6 %).

По общему объёму экспорта Япония находится на 4-м месте в мире (после Китая, США, Германии). Однако она по-прежнему занимает первое место в мире по производству судов, электронных компонентов и промышленных роботов; второе место по объёму выпуска химической продукции и производству автомобилей.

В географической структуре японского экспорта (2010 г.) заметно увеличилась доля поставок в страны Восточной Азии – более 35 % (в 2002 г. – 24 %), в т.ч. в Республику Корея – 16 % (2002 г. – 6,4 %), Китай – 7,6 % (2000 г. – 6,3), страны АСЕАН – 11,7 %. Однако по-прежнему сохраняется приоритет США, хотя их доля заметно снижается: в 2010 г. – 17,7 % а в 2002 г. – 30 %; снижается и доля Германии – в 2010 г. – 3,8 %, в 2002 г. – 4,2 %.

Что касается импорта Японии, то в его структуре (2011 г.) преобладают топливо и электроэнергия – 32,1 % (2002 г. – 20,4 %), машиностроение и оборудование, транспортные средства – 21,5 % и 2,6 % соответственно, что ниже, чем в 2000 г. (28,4 % и 3,6 %), химическая продукция – 10,5 % (в 2000 г. – 8,2 %), продовольствие – 8,3 % (в 2000 г. – 11,7 %).

В географической структуре – первое место занимает Китай – около 20 %; США – чуть более 10 %, на страны АСЕАН – более 15 %.

Япония активно участвует в экспорте капитала, так ПИИ в 2009 г. составили 74,6 млрд долл., в то время как поступление ПИИ в Японию составили 11,8 млрд долл. В 2009 г. Япония инвестировала в США – более 14 % ПИИ, Австралию – 10 %, Китай – 9,2 %, Бразилию и Индию – 5,0 и 4,9 % соответственно.

Сферой интереса японских инвестиций за рубежом являются финансы и страхование, машиностроение, пищевая и химическая промышленность (в частности, фармацевтика), торговля.

Для повышения конкурентоспособности и наукоёмкости своей продукции Япония увеличивает расходы на НИОКР. По их размерам Япония занимает 2-е место в мире после США. Однако в XXI в. в структуре НИОКР Япония главное место уделяет фундаментальным исследованиям и главным образом связанным с развитием ИКТ и человеческого капитала.

Подводя итог анализу основных тенденций в развитии мировой экономики, где по-прежнему сохраняется ведущая роль развитых государств, можно констатировать, что в новом столетии всё более явно утверждается экономика знаний, основанная на новейших достижениях в сфере информационных и коммуникационных технологий.

По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, – это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов[43].

Эксперты отмечают, что и в прежние времена любая экономика в той или иной мере основывалась на знаниях. Однако сейчас произошли фундаментальные изменения в воспроизводственном процессе. Инновации стали его неотъемлемым элементом, а информационные ресурсы в широком смысле слова играют доминирующую роль в создании общественного богатства.

Эксперты Всемирного банка выделяют четыре основы экономики, основанной на знаниях:

- образование и обучение (наличие образованного и профессионально подготовленного населения, способного создавать, распределять и использовать знания);

- динамичная инновационная инфраструктура (ресурсы, начиная с радио и кончая Интернетом, обеспечивающие коммуникации, распространение и обработку информации);

- экономические стимулы и институциональный режим (общеэкономическая среда, способствующая свободному движению знаний, внедрению информационно-коммуникационных технологий и развитию предпринимательства);

- инновационные системы (сеть исследовательских и «мозговых» центров, университетов, частных фирм и организаций, занимающихся созданием новых знаний, их заимствованием извне и приспособлением к местным нуждам).

Бесспорно, что знания всегда были основой и двигателем социально-экономического развития, хозяйственного успеха. Однако в последнее время они обеспечивают фундаментальные конкурентные преимущества тем, кто умеет использовать их быстро и эффективно. Именно знания всё более становятся залогом устойчивого развития государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: