Свода сигналов

Первый Международный свод сигналов. Своды сигналов для мореплавателей стали издаваться с начала XIX века. Первый Международный свод сигналов был составлен в 1855 году Комитетом, учрежденным Министерством торговли Великобритании. В этом Своде насчитывалось 70 тысяч сигналов и использовалось 18 флагов. Он был издан в 1857 году в двух частях: в первую часть входили общепринятые и международные сигналы, во вторую – только английские. Этот Свод применялся большинством морских государств.

Второй Международный свод сигналов. В 1887 году комитетом, созданным министерством торговли Великобритании, было пересмотрено Первое издание Свода. Предложения комитета были обсуждены на Международной конференции представителями основных морских держав, состоявшейся в Вашингтоне в 1889 году. По результатам этого обсуждения в Свод были внесены значительные изменения, после чего в 1897 году был издан Второй Международный свод сигналов, который применялся до 1937 года.

Третий Международный свод сигналов. В 1927 году в Вашингтоне проходила Международная конференция по радиотелеграфной связи, которая рассмотрела предложения о новом пересмотре Свода и вынесла решение о подготовке его проекта на семи языках. Новое издание было подготовлено к 1930 году и принято Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 году.

Третий Международный свод сигналов состоял из двух томов: первый – для использования при сигнализации визуальными способами связи, а второй – для радиотелеграфной связи. Свод предназначался главным образом для связи между судами и самолетами и для связи судов или самолетов с береговыми властями через береговые радиостанции. Определённая часть сигналов предназначалась для связи с судовладельцами, агентами, ремонтными мастерскими и т. д.

На той же Конференции (1932 г.) был создан постоянный Комитет по Международному своду сигналов, предназначенный для пересмотра и изменения Свода в случае необходимости, а также для того, чтобы давать разъяснения по вопросам использования Свода и рассматривать предложения по его модификации. Обязанности Секретариата постоянного Комитета были взяты на себя правительством Великобритании. Постоянный Комитет собрался только один раз, в 1933 году, внеся при этом некоторые поправки и дополнения в Свод. В 1947 году Всемирная административная Конференция радиосвязи Международного союза электросвязи предложила передать Международный свод сигналов в компетенцию Межправительственной морской консультативной организации (ММКО). В январе 1959 года первая Ассамблея ММКО решила принять на себя функции, осуществлявшиеся в то время постоянным Комитетом по Международному своду сигналов. Третий Международный свод применялся в течение 37 лет – до 1969 года.

Четвёртый Международный свод сигналов. На второй Ассамблее, состоявшейся в 1961 году, был утвержден план всестороннего пересмотра Третьего свода, направленный на удовлетворение современных требований. Для переработки Свода в ММКО был создан специальный подкомитет, в задачу которого входила подготовка нового Свода на девяти официальных языках: английском, греческом, испанском, итальянском, немецком, норвежском, русском, французском и японском.

В 1964 г. подкомитет закончил подготовку нового Свода с учетом рекомендаций 42 Конференции по охране человеческой жизни на море 1960 г., и рекомендации 22 Всемирной административной конференции радиосвязи 1959 г.

Первое издание Международного свода сигналов (ММС-65) на русском языке вышло в свет в 1969 году. МСС-65 введён в действие 27 сентября 1965 года (используется с 1 апреля 1969 года). Свод издан на девяти языках: русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, греческом, норвежском и японском языках.

Второе издание подготовлено на основе издания 1969 года, в которое включены все дополнения и изменения, принятые Комитетом по безопасности на море ММКО за период с 1969 по 1980 г.

При составлении свода было принято во внимание, что широкое применение радиотелефона и радиотелеграфа позволяет всегда, когда отсутствуют языковые трудности, осуществлять простую и эффективную связь открытым текстом.

Сигналы, используемые в Своде, состоят из:

- однобуквенных сигналов, предназначены для передачи очень срочных и важных сообщений;

- двухбуквенных сигналов, составляющих Общий раздел;

- трёхбуквенных сигналов, составляющих Медицинский раздел и начинающихся с буквы М.

Свод построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. Это исключает необходимость составления сигнала по словам, что лежало в основе старого свода. Указанные особенности позволили упростить свод и значительно сократить его объем.

Построение MCC следующее: предисловие, правила пользования Сводом, однобуквенные сигналы, общий раздел и медицинский раздел, состоящий из буквенных сигналов, начинающихся с буквы М. Начало каждой алфавитной тематической группы сигналов общего раздела (двухбуквенных сигналов) обозначено соответствующей буквой на черном прямоугольнике (клапане) на правом поле страниц.

МСС предусматривает следующие сигналы, сведённые в группы:

- бедствие – авария: (оставление судна; происшествие, врач, раненый или больной; воздушное судно; помощь; шлюпки (плоты); потеря управляемости (дрейф, тонущее судно); бедствие; местоположение; поисковые и спасательные операции; оставшиеся в живых);

- несчастные случаи – повреждения: (столкновение; повреждение (ремонт); водолазные (подводные работы); пожар (взрыв); посадка на мель (выбрасывание на берег, снятие с мели); течь, буксировка (буксиры));

- средства навигационного оборудования (навигация, гидрография): (средства навигационного оборудования; пеленги; канал (проход, фарватер); курс; навигационные опасности (предостережения); глубина (осадка); радионавигационные средства; мины (траление мин); навигационные огни; указания по управлению судном; приливы и отливы);

- маневрирование: (движение вперёд (назад); подход к борту; постановка на якорь (место якорной стоянки); двигатели (гребной винт); высадка на берег или на борт; маневрирование; плавание; скорость; остановка судна);

- разное: (груз (балласт); экипаж (люди); рыбный промысел; лоцман; порт (гавань); разное);

- метеорология (погода): (облака; шторм; лёд (айсберги); ледокол; атмосферное давление (температура); волнение (зыбь); видимость (туман); погода (прогноз погоды); ветер);

- связь: (подтверждение (ответ); аннулирование; установление связи; тренировка; приём (передача); повторение);

- Международные санитарные правила: (сообщения о практике);

- медицинская помощь.

В конце Свода приведен алфавитный указатель слов-определителей с постраничной привязкой к группам текстов сигналов общего раздела (двухбуквенные сигналы) и отдельно к группам текстов сигналов медицинского раздела (трехбуквенные сигналы). Кроме того, на отдельных вкладных листах даны два приложения, содержащие сигналы бедствия и спасательные сигналы, а также порядок радиотелефонных переговоров, связанных с обеспечением безопасности.

Все сигналы, передаваемые с судна, считаются исходящими от капитана, а поступающие на судно – адресованными капитану, если в сообщении нет иного указания. Опознавание производится с помощью позывных, которые распределяются между странами на основе международной договоренности.

Согласно Правилу 21 главы 5 «Безопасность мореплавания» СОЛАС-74/88 наличие на борту морских судов откорректированного МСС обязательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: