Организация науки и научно-технических исследований

В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сформировались качественно новые социально-экономические и политические условия, которые привели к принципиальным изменениям в национальной инновационной системе.

В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ресурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к уменьшению финансирования научных работ и государственного оборонного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в период реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее квалифицированных специалистов-исследователей, которое произошло в основном в результате внутренней "утечки умов", прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой продукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осуществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).

В долгосрочной перспективе государство будет ориентироваться на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновационной продукции в структуре промышленного производства. В настоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально допустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства - обобщающий показатель результатов инновационной деятельности - в России оценивается в 4-5% против 30 - 35% в технологически развитых странах.

Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое отставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достижения. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заключено 1 682 сделки).

В отличие от развитых индустриальных стран доля негосударственного финансирования науки в России является одной из самых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформировалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осваивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.

Россия задержалась с переходом к новой экономике - "экономике знаний", развитию наукоемкого производства и информатизации общества. Лишь в последние годы в стране стали создаваться малые инновационно-активные организации и предприятия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наиболее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области "улучшающих" нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих предприятий организовано научными сотрудниками вузов, отраслевых и академических научно-исследовательских институтов и функционируют в тесной связи с "материнскими" структурами.

В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, занимавшихся в России научными исследованиями.

Таблица 3.1.

Организации, выполняющие исследования и разработки в России

Организации 1995 г. 2000 г. 2003 г.
ВСЕГО 4 059 4 099 3 797
Научно-исследовательские 2 284 2 686 2 564
Конструкторские бюро      
Проектные и проектно-изыска-тельские      
Опытные заводы      
Высшие учебные заведения      
Промышленные      
Прочие      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: