Экономическая политика в годы войны

Политика «военного коммунизма» означала национализацию промышленности, централизацию руководства, распределение всех жиз­ненно важных товаров, продразверстку, карточную систему снабжения, всеобщую трудовую повинность, уравнительную оплату труда.

В декабре 1919 г. по инициативе В. И. Ленина принято решение о строительстве железной дороги Александров Гай - Эмба, чтобы соединить Урало-Эмбенский нефтяной район с Централь­ной Россией; Семиреченской железной дороги и линии Петропавловск- Кокчетав - для обеспечения хлебом голодающих областей страны.

В январе 1919 г. монополия на заготовку и распреде­ление хлеба дополнилась продовольственной разверсткой. Мо­билизация людских и материальных ресурсов края достигалась методами приказов, реквизиции, принуждения. Была введена трудовая повинность по ирригации полей, строительству дорог, заготовке дров, перевозке грузов. В 1920-1921 гг. в крае тру­довая армия насчитывала около 6 тыс. человек.

Политика военного коммунизма в крае проявилась в ликви­дации местных бюджетов, слиянии их в единый государствен­ный бюджет, образовании единой казны, национализации мел­кой и отчасти кустарной промышленности.

Велась заготовка хлеба - из центра прибыло около 11 500 продовольственных работников. Кустанайский уезд поставил 6 млн. пудов хлеба. Предприятия Казахстана изготовляли полушубки, шинели и другое обмундирование для Красной Армии. В начале 1920 г. в Казахста­не проводилась «Неделя фронта», во время которой были соб­раны тысячи пудов хлеба, много одежды. Водным транспортом из Гурьева было вывезено более 600 тыс. пудов нефти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: