Тема 6. Элейская школа

Тезисы Парменида: рождение метафизики.

Школа элеатов также относятся к античной досократовской натурфилософии, так как главным предметом их размышлений остаётся мир, Космос, природа, бытие. Однако эту школу, вместе с ранними пифагорейцами, необходимо выделить особо: в ней начинается формирование нового философского принципа, альтернативного представления о бытии. Если все рассмотренные выше учения видели первоначало в материи, или телах, то здесь мы видим самое начало перехода к бестелесному первоначалу и к принципу формы, или идеи (эйдоса). Если раньше учение о природе (физика) и теория бытия (онтология) совпадали, то теперь начинается постепенное размежевание учения о телесном бытии и учения о бытии вообще, т.е. отделение физики от метафизики. Не случайно Аристотель называет элеатов «противоестественниками» и «неподвижниками». Вспомним, что физика – наука о движении тел. Платон и Аристотель обосновывают мысль о том, что всё телесное подвижно, а всё подвижное (изменчивое) – телесно. Основной же тезис элеатов гласит, что множество и движение поистине не существуют; истинное бытие – Единое (немножественное) и неподвижное. Философия элеатов – это уже не учение о природе, не физика и не натурфилософия. Это – начало разработки учения о сверхчувственном, умопостигаемом бытии, в том числе философских определений единого Бога.

Ксенофан, современник Пифагора, (ок. 565-473 гг. до Р.Х.) – основоположник названной по имени южноиталийского города Элея школы. Размышления элеатов о Едином начинаются с критики политеизма, многобожия, мифологических представлений. Главная тема размышлений Ксенофана – высмеивание антропоморфных, наделённых всеми человеческими страстями и пороками «богов» Гомера и Гесиода и идея о существовании одного, единого Бога:

Всё на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только

У людей позором считается считается или пороком:

Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать…

Ксенофан много путешествовал и заметил, что представления о богах у разных народов существенно различаются. Он пришёл к выводу, что люди создают себе богов по своему образу и подобию и что их рассказы о богах и чудесах – «вздорны». У эфиопов боги – чёрные и с приплюснутыми носами, у фракийцев – рыжие и голубоглазые. Более того, если бы животные имели способность говорить и рисовать, то их боги были бы похожи на животных:

Если бы руки имели быки и львы или кони,

Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: