Капитал” К. Маркса

Анализ начинается с категории товара - “экономической клеточки” капиталистического общества. Товар, согласно К. Марксу, - двуединство вещной полезности (потребительной ценности) и свойства обмениваться на другую вещь (меновой ценности). Отдельные производители в системе общественного разделения труда создают разнообразные продукты, которые обмениваются в определенных пропорциях. “Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Они не сознают этого, но они это делают”. Это возможно потому, что труд по изготовлению продукта для продажи товара - имеет двойственный характер: он является конкретным трудом в особой целесообразной форме по созданию определенной полезной вещи (потребительной ценности ) и абстрактным как расходование мускульной, нервной, умственной энергии человека в течение определенного периода времени.

Конкретный труд и как труд обособленного товаропроизводителя является частным. Но в силу общественного разделения труда, труд товаропроизводителя не может быть его частным делом, и общественный характер проявляется косвенным путем через ценность - отношение между людьми, прикрытое вещной (товарной) оболочкой. Как ценности товары - лишь определенные количества застывшего абстрактного труда, признанного обществом необходимым через опосредование рыночного обмена. Меновая ценность - внешнее проявление ценности, выражение абстрактного общественно-необходимого труда, затраченного на производство данной потребительной ценности.

От двойственного характера (конкретный - абстрактный) воплощенного в товарах труда К. Маркс переходит к анализу формы ценности и денег. Деньги - результат исторического процесса развертывания обмена от простой, случайной, отдельной формы ценности до формы всеобщего эквивалента, когда различные товары обмениваются на один и тот же универсальный товар, и далее до денежной формы, когда роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами.

На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Всеобщая формула капитала: “Деньги – Товар – Деньги” (приращение величины денег, пускаемых в товарный оборот). Настаивая на предпосылке эквивалентности товарного обмена, К. Маркс формулирует диалектический парадокс: прибавочная ценность (приращение величины денег) не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен эквивалентов, не может возникнуть и из надбавки к цене, ибо в массовом масштабе потери и выигрыши продавцов уравновесились бы. Чтобы получить прибавочную ценность, “владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная ценность которого обладала бы оригинальным свойством быть источником ценности”, товар, процесс потребления которого одновременно был бы процессом созидания ценности. И такой товар существует - рабочая сила человека, “свободного” в двояком смысле:

1) от всяких стеснений и ограничений, мешающих вольному найму;

2) от земли и всех других средств производства, что вынуждает существовать рабочую силу.

Потребление рабочей силы - есть процесс наемного труда, создающего ценность. Эта ценность больше, чем ценность самой рабочей силы, определяемая общественно-необходимым рабочим временем для ее производства, т.е. стоимостью средств поддержания жизни рабочего и его семьи. Купив рабочую силу, капиталист может использовать ее, например, 12 часов в день; между тем рабочий в течение 6 часов (необходимое рабочее время) может создавать продукт, продажа которого окупает содержание рабочего, тогда следующие 6 часов (прибавочное рабочее время) он будет создавать уже прибавочный продукт, стоимость которого (прибавочная ценность) присваивается капиталистом.

Следовательно, капитал - это самовозрастающая ценность, которая за счет эксплуатации (буквально - “извлечения выгоды из …”) наемного труда приносит прибавочную ценность. К. Маркс ввел новое деление капитала - на постоянный (расходы на средства производства - ценность, которая лишь переносится на готовый продукт сразу или по частям) и переменный (расходы на рабочую силу - ценность возрастает в процессе труда, создавая прибавочную ценность).

Степень эксплуатации рабочего, или норму прибавочной ценности, К. Маркс выразил через отношение величины прибавочной ценности к величине переменного (а не всего) капитала.

К. Маркс применяет и деление капитала на основной и оборотный, но трактует его иначе, чем А. Смит. То, что А. Смит называл оборотным капиталом - денежные средства и товарные запасы – К. Маркс называет капиталом обращения, в отличие от производительного капитала. Капитал совершает кругооборот, принимая формы денежного, производительного и товарного капитала
(Д - П - Т - Д’ - П’ - Т’ и т.д.), и выступая в движении как самовозрастающая ценность, которая путем смены вещественных носителей (деньги - средства производства и рабочая сила - товары - снова деньги и т.д.) приносит прибавочную ценность. При этом функцию создания прибавочной стоимости выполняет переменная часть производительного капитала, тогда как постоянная часть переносит на вновь созданный продукт ценность потребленных средств производства. Но это перенесение стоимости происходит двояким образом - за один кругооборот капитала (сырье, материалы, быстроизнашивающийся инструмент) и за несколько, или много кругооборотов (постройки, машины, оборудование). В первом случае производительный капитал выступает как основной, во втором - как оборотный, в состав последнего входит и переменный капитал. Деление К. Марксом капитала на основной и оборотный аналогично “первоначальным” и “годичным” авансам Ф. Кенэ, но усложнено делением на постоянный (основной + часть оборотного) и переменный (другая часть оборотного) капиталы.

Ценность рабочей силы - сумма средств, необходимых для ее воспроизводства, - выступает в превращенной форме заработной платы, которая может быть поштучной и повременной, номинальной (в денежном выражении) и реальной (по покупательной способности).

Увеличение прибавочной стоимости (по К. Марксу) возможно двумя основными способами: увеличением рабочего дня и повышением интенсивности (темпа) труда (абсолютная прибавочная ценность) и сокращением необходимого рабочего времени за счет повышения производительности труда по созданию жизненных средств для рабочих (относительная прибавочная ценность). В связи с развитием методов производства относительной прибавочной ценности К. Маркс рассмотрел эволюцию капиталистической промышленности, выделив
три этапа повышения производительности труда:

1) простую капиталистическую кооперацию (объединение работников под командованием капитала и присвоение результата совместного труда);

2) мануфактуру (превращение труда отдельного работника в операцию по изготовлению детали товара и соответствующее дифференцирование ручной техники);

3) фабрику (внедрение системы машин с универсальным двигателем и оперированием многими рабочими инструментами).

К. Маркс по-своему использовал понятие “мануфактура”, - не как синоним обрабатывающей промышленности вообще, а как тип капиталистического предприятия. Процесс смены предприятий такого типа фабричной системой крупного машинного производства К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как промышленный переворот и реальное подчинение труда капиталу.

К. Маркс изучил обширные материалы исторической и экономической литературы, а также отчеты английской фабричной инспекции (“Синие книги”), чтобы показать роль государственной власти в увеличении рабочего дня (XIV-XVIII вв.) и в его сокращении, вопреки сопротивлению предпринимателей (фабричное законодательство XIX века). Одному из английских фабричных инспекторов - Леонарду Хорнеру - К. Маркс отдал должное за “бессмертные услуги рабочему классу”.

Превращение части прибавочной стоимости в расходы на приобретение средств производства и рабочей силы для расширения масштабов производства составляет, по К. Марксу, процесс накопления капитала, причем К. Маркс формулирует закон роста органического строения
капитала
- увеличения доли постоянного капитала сравнительно с переменным.

Оборотную сторону накопления капитала К. Маркс видел в “резервной армии труда”, “относительном избытке рабочей силы”, что дает возможность капиталистам понижать оплату рабочей силы ниже ее ценности и тем самым увеличивать свои доходы, а рабочие массы повергает в нищету.

Вслед за этим “всеобщим законом капиталистического накопления” К. Маркс изобразил ретроспективу “первоначального накопления капитала”, создавшего “под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей” на одном полюсе - владельцев средств производства и денег, капиталистов, а на другом - бесхозных пролетариев, вынужденных продавать свою рабочую силу по найму.

Наконец, К. Маркс перешел к исторической тенденции капиталистического накопления, описание которой сделано в духе стилевой экспрессии “Коммунистического манифеста” и одновременно наиболее ярко выразило метод диалектической триады К. Маркса.

Тезис. “Частная собственность, основанная на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда”.

Отрицание. Капиталистическая частная собственность - “эксплуатация чужой, но формально свободной рабочей силы”; централизация капиталов - вытеснение многих немногими, вместе с тем развитие обобществления процесса труда во все более и более широких и крупных размерах.

“Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства”.

Отрицание отрицания. “Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют”.

“Экспроприация экспроприаторов” - это пролетарская революция. Ее предпосылки - внутренние противоречия капиталистического способа производства, толкающие его к гибели.
Во 2-м и 3-м томах “Капитала” К. Маркс, обратившись к проблеме обращения капитала, воспроизводства и реализации общественного продукта, пытался создать теорию неизбежности капиталистических кризисов перепроизводства. Завершенной концепции не получилось. К. Маркс построил модель капиталистического воспроизводства, показывающую возможность расширения его масштабов, но далее сделал вывод, что стихийность развития делает невозможным это расширение без периодических кризисов, материальной основой которой является обновление основного капитала.

В 3-м томе “Капитала” К. Маркс дополнил учение о превращенных экономических формах, которое он начал развивать в 1-м томе трактовкой заработной платы как превращенной ценности рабочей силы. Теперь К. Маркс трактует предпринимательский доход, торговую прибыль, ссудный процент и земельную ренту как превращенные формы прибавочной ценности. Он рассматривает торговый и ссудный капитал как обособившиеся функциональные формы капитала, участвующие в перераспределении прибавочной ценности, созданной в процессе производства. Для обозначения капитала, представленного в ценных бумагах - акциях и облигациях, - К. Маркс вводит понятие фиктивного капитала.

Для того чтобы согласовать с теорией прибавочной ценности фактически наблюдаемое равенство норм прибыли в отраслях с разным органическим строением капитала, К. Маркс предложил понятие цены производства как превращенной формы ценности и схему “перелива” капиталов: капиталы устремляются в отрасли с низким органическим строением (и высокой нормой прибыли), усилившаяся в этих отраслях конкуренция сбивает цены ниже стоимости.

Напротив, в отраслях с высоким органическим строением капиталы уходят, предложение отстает от спроса и цены повышаются. Межотраслевая конкуренция трансформирует ценность в превращенную форму цены производства, и К. Маркс возвращается (вопреки самому себе) к формуле Ст. Милля “издержки плюс средняя прибыль на авансированный капитал”.

Усложненная концепция “цены производства” стала наиболее уязвимым местом для критики со стороны экономистов-антимарксистов, которые заявили о “большом противоречии” между
1-м и 3-м томами “Капитала”, о “танце ценности”, в который “пустился” К. Маркс.

2.6.4. К. Маркс и Ф. Энгельс об организации производства, обмена
и распределения в плановом хозяйстве

Критикуя социалистов-утопистов, К. Маркс и Ф. Энгельс не могли избежать набросков очертаний коммунистической общественной формации, переход к которой они представляли в форме диктатуры пролетариата, а материальные предпосылки - в развитых капитализмом производительных силах и “обобществлении труда”. В общих чертах контуры нового общества во многом совпадали с проектами социалистов-утопистов по принципу антитезы строю капиталистической конкуренции:

- вместо разделения труда - перемена труда как средство его превращения в самодеятельность и форму всестороннего развития личности;

- вместо “невидимой руки” рынка - сознательная организация общественного производствапо единому плану (планомерность);

- вместо распределения по факторам производства - распределение “каждому по его труду” - на низшей фазе коммунизма и “каждому по потребностям” - на высшей фазе, когда “все источники общественного богатства польются полным потоком”.

Коммунистическое производство, в представлениях К. Маркса и Ф. Энгельса “непосредственно общественное” (т.е. исключает товарный обмен и деньги), “ассоциированный труд, выполняемый добровольно, с готовностью и воодушевлением”; “каждый ребенок с 9-летнего возраста должен часть времени быть занятым производительным трудом, сочетаемым с умственным образованием и гимнастикой”; общество вырастит “новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца” (отсюда идея трудовой политехнической школы советских педагогов-марксистов).

Если перемену занятий как средство сделать труд наслаждением живописал Ш. Фурье, если идея политехнического воспитания многосторонних работников, (а не “искалеченных экономических разновидностей”) восходила к проектам Р. Оуэна, то идеи разумно комбинированного плана работ для общества в целом и вознаграждения каждого по его трудовым заслугам перешли в марксистский социализм, оставшийся утопией, из сенсимонизма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: