Память — способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и использовать информацию для формирования поведенческих реакций. Память является составной частью психической деятельности. Она помогает животному и человеку использовать свой прошлый опыт (видовой и индивидуальный) и приспосабливаться к условиям существования. Одним из механизмов памяти являются условные рефлексы, главным образом, следовые. Процесс памяти складывается из взаимосвязанных этапов — запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.
Виды памяти
В зависимости от условий возникновения выделяют память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную). Генетическая память — это записанная в хромосомах в виде генногокода информация о строении и функционировании конкретного организма по определенной программе. Индивидуальная память связана с хранением и воспроизведением индивидуального опыта.
В зависимости от форм проявления различают иммунную и нервную разновидности памяти. Иммунная память состоит в способности организма усиливать защитные реакции при повторном воздействии генетически инородных тел. Она содержит как врожденный, так и приобретенный компоненты. Нервная память обеспечивается функциями ЦНС. В ней также выделяют врожденный и приобретенный компоненты. Такие проявления, как безусловные рефлексы, инстинкты основаны на механизмах генетической памяти, а способность к совершенствованию врожденных приспособительных реакций в результате приобретения опыта — результат функционирования приобретенного компонента памяти.
|
|
Помимо этого, существует деление памяти на неосознаваемую и осознаваемую формы. Неосознаваемая, или бессознательная, память представляет собой информацию, которая в обычных условиях не может быть извлечена в виде словесно оформленного тезиса. Неосознаваемая память активно используется мозгом в процессах бессознательной деятельности — ориентации на местности, при формировании сновидений, может лежать в основе творческих находок.
Осознаваемая (сознательная) память может быть извлечена в виде словесного тезиса или осознаваемого поведенческого акта. Выделяют такие виды сознательной памяти, как:
• образная — является следствием работы сенсорных систем, воспроизводит образ объекта; в свою очередь делится на зрительную, слуховую, обонятельную и др.;
• моторная — память о движениях, лежит в основе формирования всех двигательных навыков;
• словесно-логическая — связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением понятий, умозаключений, мыслей, обусловлена развитием речи и свойственна только человеку;
|
|
• эмоциональная — хранит и воспроизводит следы ситуаций, в которых возникли те или иные эмоциональные состояния.
По функциональному значению выделяют процедурную и декларативную формы памяти. Процедурная память содержит информацию о
способах действия. Она базируется на ультраструктурных и биохимических изменениях в нервных цепях, непосредственно участвующих в реализации определенных действий. По своему характеру является неосознаваемой. Декларативная память — это информация о событиях, происходящих вокруг индивида, это память на лица, предметы, места событий. Декларативная память носит осознаваемый характер.
По периоду времени хранения информации различают: сенсорную память (непосредственный отпечаток сенсорной информации), кратковременную и долговременную память (рис. 35).
Сенсорная память удерживает след события не более 500 мс. Непосредственный отпечаток сенсорной информации является
Схематическое изображение процессов памяти при ее восприятии, хранении и извлечении
начальным этапом переработки поступивших сигналов. Этот вид памяти не подвластен сознательному контролю, обладает индивидуальными особенностями и зависит от функционального состояния организма. Биологическое значение сенсорной памяти состоит в создании предпосылок реализации следующих механизмов памяти.
Кратковременная память формируется на основе непосредственного отпечатка сенсорной информации и обеспечивает удержание части поступающих сигналов из внешней среды. Она способствует удержанию информации в мозге на срок до 30 минут. Через стадию кратковременной памяти проходит вся информация, фиксируемая в аппаратах долговременной памяти.
Долговременная память хранит информацию неограниченное время. При необходимости информация может воспроизводиться.
Процессы памяти
Память начинается с процессов запоминания информации. Стимулы, имеющие большее биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Запоминание информации может происходить непроизвольно, так фиксируется в мозге сюжет особо интересного события, фильма или книги. Произвольное запоминание связано с постановкой цели на запоминание и использованием специальных приемов. Оно происходит продуктивно и оказывается более эффективным в случае понимания и осмысливания материала, сосредоточенности и концентрации внимания.
Центральным звеном в системе памяти является сохранение следов. Процесс накопления и хранения информации в ЦНС сопровождается сложной ее переработкой. Повторение подобных или идентичных воздействий запечатлевается в памяти не по принципу простого наложения и закрепления, а путем упорядочения и обогащения.
Воспроизведение заключается в считывании (извлечении) информации из блоков или систем памяти. Как и запоминание, воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение возникает непреднамеренно и иногда имеет навязчивый характер. Произвольное воспроизведение, состоит в извлечении из долговременной памяти приобретенной ранее информации и имеет избирательный характер, представляя собой активный процесс, требующий внимания, а порой и значительных умственных усилий. Воспроизведение складывается из двух процессов: поиска, когда происходит сканирование долговременной памяти, и принятия решения о соответствии найденной информации поставленной задаче. Существует воспроизведение без поиска — узнавание.
Забывание представляет собой невозможность воспроизведения, неиспользование и неприменение приобретенной информации. Процесс забывания зависит от биологической или социальной значимости информации, вида и характера памяти, особенностей эмоционального состояния.
|
|
Физиологические механизмы кратковременной памяти
Существуют несколько теорий, объясняющих физиологические механизмы кратковременной памяти.
Теория реверберации импульсов по замкнутой системе нейронов основана на морфологических и физиологических данных, которые свидетельствуют о существовании внутри коры головного мозга, между корой и таламусом, между корой и гиппокампом, в структурах лимбической системы замкнутых нейронных цепей. Согласно этой теории, субстратом, кратковременно хранящим поступающую информацию, служит так называемая нейронная ловушка, состоящая из замкнутой цепи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбуждения по ней. Повторное поступление импульсации подобной той, которая вызвала формирование реверберационной цепочки, к тому же нейрону вызывает закрепление следов этих процессов в памяти. Отсутсвие повторной импульсации или приход тормозного импульса к одному из нейронов цепочки приводит к прекращению реверберации — забыванию.
Электротоническая теория. Известно, что сильное раздражение нейронов любого уровня ЦНС нередко сопровождается явлением посттетанической потенциации, выражающейся в повышении возбудимости нейронов и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения. На этом феномене основана электротоническая теория. Она объясняет механизм кратковременной памяти развитием электротонических потенциалов при прохождении нервных импульсов через синапсы, что может быть источником циркуляции возбуждений в нейронной ловушке
Физиологические механизмы долговременной памяти
Физиологические механизмы долговременной памяти связаны со стойкой фиксацией информации в виде энграмм[1]. Для формирования энграмм необходимым условием является длительная циркуляция сигналов, связанных с информацией, в нервных сетях кратковременной памяти. Существует несколько точек зрения на механизмы образования энграмм.
|
|
Согласно синаптической теории хранение информации осуществляется благодаря образованию новых терминальных волокон, изменения их формы, размеров, развития шипикового аппарата на дендритах нейронов, устанавливающих синаптические связи с другими нейронами.
Глиальная теория базируется на изменениях, окружающих нейроны, глиальных клеток. Они способны синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов.
Биохимические теории обосновываются экспериментальными данными о том, что активация нейрональных процессов вызывает интенсификацию белкового обмена в них. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации участвуют специфические белки. Кроме того, установлено, что торможение синтеза белка вызывает нарушение или даже прекращение консолидации следов в долговременной памяти. Существуют предположения, что в механизмах долговременной памяти может иметь значение перестройка в нейронах головного мозга структур молекул ДНК и РНК.