Предметом проверки является обоснованность и своевременность приобретения материальных ресурсов. В частности проверяют:
а) соблюдение установленных нормативов и норм запаса по отдельным видам материалов. При этом вскрываются причины возникновения сверхнормативных производственных запасов,
б) своевременность обновления запасов материальных ценностей,
в) соблюдение правил приемки продукции по количеству и качеству. Для этого используются данные складских карточек или оборотных ведомостей-машинограмм количественно-суммового учета движения материалов, а также статистической отчетности об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов.
Параллельно необходимо выяснить, соблюдается ли порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отчетности по этим операциям. Для этого проверяется:
• наличие бланков доверенностей типовой формы № М-2 (М-2а – для тех организаций, которые используют не книжку доверенностей, а журнал учета выданных доверенностей) и порядок их заполнения;
• наличие журнала учета выдачи доверенностей типовой формы;
• кому и на какой срок выдаются доверенности;
• порядок регистрации выданных доверенностей;
• порядок возврата неиспользованных доверенностей;
• порядок отчетности за полученные доверенности;
• порядок хранения доверенностей;
• организация текущего контроля за этими операциями.
Объектом проверок материально-производственных запасов является также оперативная и служебная информация о состоянии расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей. С этой целью:
а) в журнале учета поступающих грузов (формы М-1) по каждому поставщику изучают записи об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору;
б) на основании накладных и спецификаций проверяют фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления;
в) оценивают выполнение договорных обязательств;
г) выясняют причины, по которым штрафные санкции к поставщикам не были удовлетворены и выявляют конкретных виновников, например:
- факты пропуска сроков исковой давности
- неправильное и неполное оформлением исковых документов.
Необходимую для этого информацию можно найти в бухгалтерских регистрах по учету расчетов по претензиям на счете 76.3 "Расчеты по претензиям", в соответствующих первичных документов, а также в материалах служебной переписки по предъявленным претензиям.