Средние века, ок. 750-1270 229

ства Христова 1167... и при поручительстве Гуго, канцлера»12.

На местном уровне система ленных пожалований у баронов и князей находила отражение в описаниях манориальных (вотчиных) поместий. В этом случае владелец вотчины давал участок земли каждой из семей своих сервов (слуг) в обмен на службу в форме неоплачиваемого труда на его земельных владениях, не сдаваемых в аренду. Закрепощение, будучи сделкой между свободным и несвободным, не имело таких взаимных обязательств, какие имело наделение ленным поместьем. Но поскольку оно предполагало


заключение контракта, где земля предлагалась за службу и защита — за преданность, то и этот вид договора был основан на схожих (феодальных) принципах. Его не следует путать с обычным порабощением. В некоторых частях Европы — в северной Италии, например, — крепостные приносили своим хозяевам клятву совершенно так же, как рыцари своему сеньору.

При такой сетке контрактных отношений феодальное общество было в высшей степени иерархическим. Верденский договор 843 года выдвинул принцип, что «каждый человек должен иметь господина». Теоретически по крайней мере единственными абсолютно независимыми людьми должны были быть папа и император, но и они были вассалами Бога. В попытках описать это устройство были предложены такие понятия, как феодальная лестница и феодальная пирамида. Зрительно это представляется таким образом, что наверху сидит беззаботный правитель страны, а под ним ровными расширяющимися рядами располагаются его держатели, суб-держатели, суб-суб-держатели... вплоть до крепостных в самом низу. Однако такие модели обманчивы именно в силу своей аккуратности и симметричности. На деле же феодальное общество представляло собой трудно определяемую массу противоречащих друг другу зависимостей (подчинения и подчиненности), которые еще больше осложнялись исключениями, изъятиями и привилегиями. Некогда ясные (служебные) отношения искажались, поскольку с поколениями накапливались оспариваемые привилегии, сомнительные права и полузабытые обязательства. Конечно, это общество было иерархическим, но

оно не было ни аккуратно устроенным, ни регулярным.

Также по-разному удерживался по местам аллод, то есть земля, свободная от ленных повинностей. В некоторых районах, таких как будущая Швейцария, аллод был делом обычным. В других, как северная Франция, он практически исчез. Но чаще всего можно было встретить ужасное сплетение феодальных поместий и аллодов, так что семьи могли иметь часть своих земель как ленное владение, а часть — в полной собственности. Феодальному сознанию аллод представлялся искажением. Иногда его называли feodum solis (феодом солнца). Психологически феодальная система обеспечивала людям сознание полной ясности положения. Поведение всякого человека определялось его местом в общественном порядке, где это место очерчивалось его правовыми и эмоциональными узами зависимости. Эти узы доставляли человеку определенную степень надежности и позволяли ему самоопределяться в очевидной сетке отношений; но они же открывали возможности эксплуатировать, подавлять или невольно игнорировать этого человека.

«Средневековое общество отличается от современного отсутствием индивидуальной свободы»13.

К чувству бессилия в отношении своей личной жизни у людей средневековья добавлялась чрезвычайная религиозность — в особенности же сильная вера в будущую жизнь и мрачный культ смерти.

Иммунитеты (освобождение от выплат) заключалось в предоставлении освобождения от налогов или других обязанностей, исходившим от центральной власти. Поначалу этими привилегиями пользовалась главным образом Церковь, но постепенно разного рода изъятия к освобождения были дарованы множеству лиц, институтов и корпораций. Это было вызвано тем, что правитель уже не мог справляться с разного рода обязанностями. Таким образом ускорялось дробление политической, юридической и экономической власти. В результате образовалось лоскутное одеяло властных полномочий, в рамках которых каждая местность управлялась не но единообразным правилам, а по специальным условиям хартий, свобод, дарованных определенным аббатствам, районам и городам. Партикуляризм был одним из наиболее характерных признаков феодального общества.

MEDIUM

Каменные замки в сочетании с тяжелой кавалерией в конечном счете должны было воспрепятствовать опустошениям, наносимым викингами, сарацинами и мадьярами. Неприступные крепости, возведенные на утесе или на высоком берегу, были убежищем для их обитателей и господствовали над местностью, куда время от времени делал вылазки крепостной гарнизон. Строительство замков началось в IX — X веках, когда значение королевской или княжеской власти было наименьшим; а замки позволяли открыто не подчиняться королю или князю и после того, как участники набега отступали. В этом смысле частные замки стали бастионами местной и феодальной власти, постоянной помехой на пути создания централизованного государства. Много веков спустя, когда такие государственные деятели, как кардинал Ришелье, выступили на борьбу с феодальной знатью, их первой задачей стало разрушение замков. [МИРСКИЙ ЗАМОК]

Рыцарство в узком смысле означает «кодекс чести», которым был связан каждый рыцарь. Оно предполагает такие достоинства, как честность, преданность, скромность, галантность, сила духа и стойкость. Оно предписывает рыцарю защищать Церковь, слабых, оказывать почтение женщинам, любить свою страну, повиноваться своему сюзерену, биться с неверными, утверждать истину и справедливость и держать свое слово. Расширительно рыцарство относится и ко всем обычаям и установлениям, связанным с рыцарями, то есть к титулам, орденам, церемониям, геральдике, словарю. В самом же широком смысле рыцарство было главным этическим принципом феодального общества в целом, в котором,


безусловно, доминирующее положение занимали рыцари и все, что за ними стояло. Христианство и рыцарство — два столпа средневекового сознания.

Хотя многие элементы зарождавшегося феодализма присутствовали уже во времена Каролингов, но в связное социальное устройство они сплавились несколько позже. Обычно понятие классический феодализм относят к X—XIII векам. Ведущий исследователь этого времени различает две эпохи феодализма: первую (от IX до середины XI в.), когда в основном встречаются маломасштабные договоры, основанные на родовой принадлежности, между военачальниками и крестьянами; и вторую феодальную эпоху (с сере-

дины XI до середины XIII в.), когда расцветает феодальная культура и развивается наследственная знать14. В особенности не торопится появиться на исторической сцене рыцарство; его признаки полностью раскрываются только в эпоху ренессанса XII века.

Феодализм, корни которого лежали в крахе Каролингов, остался в основном западным явлением. Византийская империя обеспечивала наделение солдат землей (которая затем передавалась по наследству); сходные черты имела и практика поместий у восточных славян. Но у государственного феодализма Востока (если это и был феодализм) не было многих основных составляющих. Что касается стран Центральной Европы, историки подвергают сильному сомнению важность феодальных институтов для этого региона. Марксисты полагают, что феодализм был непременной основой общественного порядка; другие в целом полагают, что это не так15. Все зависит от того, как определять феодализм.

Феодализм оказал глубокое влияние на жизнь Церкви. Он очень ослабил центральные церковные власти, дал большую власть местным правителям и отдал духовенство им на милость. Графы и князья начинают по собственному усмотрению поставлять и снимать епископов. Господа поменьше управляли клириками рангом поменьше. «Была опасность, что епископы станут баронами в митрах; короли смотрели на прелатов как на чиновников, обязанных им служить; патроны продавали (церковные) бенефиции тем, кто даст больше»16. Даже папа не составлял исключения. При своих ограниченных средствах папы должны были превратиться в марионеток римской знати или итальянских князей или позднее возрождавшейся Империи.

Благодаря монастырю бенедиктинцев в Клюни в Бургундии, западное монашество приспособилось к изменившимся обстоятельствам. Уединенные аббатства и монастыри особенно страдали от набегов захватчиков и местных баронов. Монастырь Клюни, основанный в 910 г. герцогом Аквитанским Гийомом Благочестивым, графом Оверни, инициировал реформы, нужда в которых остро ощущалась. Клюнийцы модифицировали правила бенедиктинцев, очень их ужесточив и непомерно продлив службы. Но еще важнее то, что они придали настоятелю своего монастыря чрез-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: