Процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта отстаёт от общего процесса экономических реформ в России. С целью реформирования бухучета общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ было возложено на Министерство финансов (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный Банк РФ).
Реформирование БУ в России началось в соответствии на Программой реформирования БУ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования БУ утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Это документ первого нормативного уровня.
Данная концепция действовала по 2010 год включительно, цель реформирования – приведение национальной системы БУ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
В настоящее время происходит следующий этап реформирования. Он осуществляется в соответствии с Планом Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
План дальнейшего развития бухучета предполагает также реализацию концепции дифференцированного подхода к постановке и ведению бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства, микропредприятий и т.д)
Основными задачами реформирования БУ являются:
- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности;
- обеспечение увязки реформы БУ в России с основными тенденциями взаимоувязки стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи бухгалтерам предприятий в понимании и использовании национальных и международных стандартов учета.
С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все отчёты стали составляться в нетто – показателях, как это принято международными стандартами. В рамках вышеуказанной Государственной программы было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ -1). С его принятием значительно расширилось применение международных принципов в российском учёте, в частности, последовательность применения учётной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной жизни, требование осмотрительности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского учёта.
Федеральным Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, вправе утверждать документы трёх уровней:
· планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;
· положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациям учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности;
· другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучёта.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. уже принято 24 положения по бухгалтерскому учету (табл. 3). По ряду вопросов были изданы методические указания, а не ПБУ.
Таблица.13
. Положения по бухгалтерскому учёту (в последней редакции).
ПБУ | Название | Приказ Минфина | Дата приказа | Последняя редакция | Соответствующий международный стандарт |
1/08 | Учётная политика организации | № 106н | 06.10.2008 | №22н от 11.03.2009 | МСФО 1 |
2//08 | Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство | № 116н | 24.10.2008 | №35н от23.04.2009 | МСФО 11 |
3/06 | Учёт имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте | № 154н | 27.11.2006 | №147н от 25.12.2007 | МСФО 21 |
4/99 | Бухгалтерская отчётность организации | № 43н | 06.07.99 | №115н от от 18.09.2006 | МСФО 1 |
5/01 | Учёт материально-производственных запасов | № 44н | 09.06.01 | №264н от 26.03.2007 | МСФО 2 |
6/01 | Учёт основных средств | № 26н | 30.03.01 | №156н от 27.11.2006 | МСФО 16 |
7/98 | События после отчётной даты | № 56н | 25.11.98 | №143н от 20.12.2007 | МСФО 10 |
8/01 | Условные факты хозяйственной деятельности | №96н | 28.11.01 | №144н от 20.12.2007 | МСФО 10 |
9/99 | Доходы организации | №32н | 06.05.99 | №156н от 27.11.2006 | - |
10/99 | Расходы организации | №33н | 06.05.99 | №156н от 27.11.2006 | - |
11/00 | Информация по аффилированным лицам | № 92н | 16.10.2000 | №115н от 18.09.2006 | МСФО 28 |
12/00 | Информация по сегментам | №11н | 27.01.00 | №115н от 18.09.2006 | МСФО 14 |
13/00 | Учет государственной помощи | №92н | 16.10.00 | №115н от 18.09.2006 | МСФО 20 |
14/07 | Учет нематериальных активов | №153н | 27.12.2007 | МСФО 38 | |
15/08 | Учет займов и кредитов | №107н | 06.10.2008 | МСФО 23 | |
16/02 | Информация по прекращаемой деятельности | №66н | 02.07.02 | №116н от 18.09.2006 | МСФО 35 |
17/02 | Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | №115н | 19.11.02 | №116н от 18.09.2006 | МСФО 38 |
18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль | №114н | 19.11.02 | №23н от 11.02.2008 | МСФО 12 |
19/02 | Учет финансовых вложений | №126н | 10.12.02 | №156н от 27.11.2006. | МСФО 39 |
20/03 | Информация об участии в совместной деятельности | №105н | 24.11.2003 | №116н от 18.09.2006 | |
21\08 | Изменение оценочных значений | №106н | 06.10.2008 | ||
22/10 | Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности | №63 | 28.06.2010 | 08.11.2010 | |
23\11 | Отчет о движении денежных средств | №11 | 02.02.11 | ||
24/11 | Учет затрат на освоение природных ресурсов | 125-н | 06.10.2011 | Действует начиная с отчетности за 2012 год |
В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) – некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Основными целями и задачами ИПБ являются:
-объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
-организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
-разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
-создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
-совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;
внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Международные учетные стандарты определяют основные направления учета и оценки объектов учета. Они разрабатываются Комитетом по международным бухгалтерским стандартам при участии Организации Объединенных Наций. Основное назначение международных стандартов – взаимоувязка учета и отчетности в различных странах мира.
Каждый стандарт имеет номер, название, содержит определенные термины, определения и выражения, ссылки на другие стандарты, разъяснения по существу принципиальных вопросов на дату вступления стандарта в силу. К настоящему времени утверждено 30 международных учетных стандартов. Например: №1 – по предоставлению финансовой отчетности, №2 – по оценке и учету товарно-материальных запасов на основе фактических издержек за отчетный период и др. Большинство стран на основе международных разрабатывают свои национальные стандарты.