В каталогах имеются иерархические тематические рубрики. Тематические каталоги в общем виде представляют собой глобальные электронные справочники, имеющие привычную логико-тематическую структуру, что позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания. В отличие от поисковых машин, решение о направлении информации в ту или иную рубрику каталога принимает человек, составляется и корректируется рубрикатор также человеком. В настоящее время деление на тематические каталоги и поисковые системы в чистом виде сохраняется только как технологии структуризации информации в Интернете, поскольку средства справочного типа обладают определеннй возможностью непосредственного поиска, а многие поисковые системы снабжены справочниками.
В то время как лучшие из каталогов содержат десятки и сотни тысяч ссылок на веб-страницы, многие поисковые машины индексируют несколько миллионов страниц, причем эта информация пополняется и периодически обновляется. Однако полученные документы будут больше соответствовать запросу пользователя, так как отнесение информации к рубрикам оценивается по смыслу, а не по наличию каких-либо символов в документе, как это делается в поисковых системах. Среди иностранных каталогов можно выделить Yahoo (www. yahoo.com), Google (www.google.com), Lycos (www.lycos.com). На его верхнем уровне содержаться 14 главных разделов (категорий). Обще число рубрик составляет 25 тыс.
|
|
Особенность каталогов в том, что они более эффективны при поиске информации на некую общую тему, а не при поиске ответа на конкретный вопрос. Можно выделить следующие отличительные черты каталогов ресурсов Интернета:
каталоги, как правило, имеют строгую иерархическую структуру. Информация в каталогах расположена по разделам, подразделам и т.д. для облегчения поиска нужных ссылок;
предметные каталоги предоставляют возможность автоматического поиска по ключевым словам. Однако такой поиск происходит не в содержимом веб-сайтов, а в их кратких характеристиках, хранящихся в каталоге;
охват ресурсов у каталогов значительно уже, чем у поисковых машин.