Функция распределения доходов

Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.

2.Общественные, частные и смешанные товары.

Для проведения экономических исследований товары и услуги подразделяются на три группы: частные, общественные и смешанные

Частными называются товары и услуги, потребление которых одним человеком приводит к сокращению объема предложения для других. Примером частного товара может служить хлеб. Чем больше хлеба съел один человек, тем меньше его достанется другим. Чем больше нефти потребит живущее поколение, тем меньше ее останется следующим поколениям. Если обозначить через Z общее предложение частного товара то можно записать:

Z=Za+Zb

где

Za- количество товара, потребляемое индивидуумом а;

Zb- количество товара, потребляемое индивидуумом b.

Частные блага обладают набором свойств:

• они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем;

• потребление частного блага предполагает соперничество между потребителями - благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную цену;

• они исключаемы из потребления, т. е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил.

Общественными называются товары и услуги, потребление которых одним человеком не уменьшает степени их доступности для других членов общества. Примером общественной услуги может служить оборона. Все жители страны в равном объеме пользуются этой услугой. Формально, данное выше определение может быть записано в виде условного равенства:

Y=Ya=Yb

где

Y- общее количество общественного товара (или услуги);

Ya- количество этого товара, потребленное индивидуумом а;

Yb- количество этого же товара, потребленное индивидуумом b.

Знак равенства в приведенном равенстве означает, что не требуется дополнительных затрат при увеличении числа пользователей товаром или услугой.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Смешанными называется товар (или услуга), который имеет признаки и частного, и общественного товара. В реальной жизни есть много товаров и услуг, которые обладают признаками, относящимися и к первой, и ко второй называемым выше группам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: