double arrow

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки


Возникновение соц-ии, её предпосылки и основные этапы развития в 19, 20 веке.

ИС., предшественники. Термин, Критер. период:временной, простран, содержат. Кюэн, Гресль.5 этапов. Классич и Современ.

Предпосылки: соцюэконом, естествен. науч и теорет. Консервативная – Местр, Милль –Либеральная, Сен-Симон – позитивная наука, Гегель –граждансоке общество, Тьери, Гизо, Минье – классовая борьба, Вико – прогресс. Вывод:сохр. бурж о, объясн. соц.проц, объекти науч знание, знан о соц.мире.

Любая наука имеет свою историю. И.С. – это раздел соц-кой науки, в рамках которого рассматривается процесс её зарождения, становления, функционирования и развития. Выделение: концепций, течений, школ, отраслей, сфер, теорий, парадигм. Одна из наиболее дискуссионных проблем в истории социологии ― ее периодизация и определение хронологических (исторических) границ. Историки социологии рассматривают развитие социологической науки вплоть до последнего времени, то есть до наших дней, Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социологии.

Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX века, хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать "начало" социологии одним авто­рам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Монтескье). Однако боль­шинство исследователей считает, что появление социологии не­обходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в пер­вой трети XIX в. Именно он поставил проблемы общества и лич­ности в их взаимодействии в центр социального знания.




Термин "социология"от латинского societas— общество и греческого 1оgos— учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т. е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас — науку об обществе. Но если до 30-х гг. 19 в. проблемы общественной жизни вплетались в общую мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине этого столетия произошло конституирование социологии как отдельной науки.

Критерии периодизации:

1. Временной - исторические этапы 19 – 20в;

2. Пространственный – страны, континенты;

3. Содержательный - направления, школы, течения, паралигмы.

Фр. ученые Кюэн, Гресль выделили 5 этапов: до 1917, 1918 -1945, 1946 – 1968, 1969 – до 90х, с начала 90 –х.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки.

1-вый - классический - охватывает ХIХ в. (от творчества О. Конта) и начало ХХ столетия (вплоть до двадцатых годов), связан с суще-ем преимущественно теоретической соц-ии.



ранний классический (30-е гг. XIX в. ― 80-е гг. XIX) - позитивизм (Конт, Спенсер, Ковалевский и др.); натурализм, органицизм в виде социального дарвинизма (Гум-плович, Ратценхофер, Смолл, Самнер, Стронин, Лилиенфельд и др.), расово-антропологического направления (Гобино, Летурно), географического направления (Бокль, Ратцель, Хаусхофер, Реклю, Мечников и др.); марксизм (Маркс, Энгельс, Плеханов). Франция, Англия, Австрия, США, Германия, Россия.

поздний классический (80-е гг. XIX в. ― 10–20-е гг. XX в.). - психологическое направление, представленное эволюционизмом (Уорд, Гиддингс, Де Роберти и др.), психологией народов (Вундт и др.), групповой психологией (Лебон, Тард и др.), инстинктивизмом (Мак-Дугалл и др.), интеракционизмом (Кули и др.); классическую немецкую социологию (Тённис, Зиммель, Вебер и др.); позитивизм и неопозитивизм (Дюркгейм, Парето, Сорокин и др.).

2-ой ― современный - весь ХХ век, характеризуется появлением и развитием эмпирической социологии. Второй, современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.

1920 – 1930 – наступление социологического эмпиризма;

1940 -1960 – усиление теоретико-методологических построений;

1970 – сер. 1980 – соединение теоретической и эмпирической соц-ии, макро и микросоци-ии. Потребность вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов.



Последние 15 лет – иные тенденции, имеющие интегративный характер, т.е. пост классические построения. Этап связан с становлением и развитием эмпирической соц-ии, отраслевая дифференциация соц-ой науки, появление новых школ и парадигм, попытки соединить теоретическую и эмпирическую соц-ию, попытки уйти в сторону пост классики.







Сейчас читают про: