Текущий контроль осуществляются главным образом на индивидуальных консультациях. Основное внимание уделяется следующим моментам:
- методически грамотное построение материала;
- знание использованных при подготовке источников;
- использование соответствующих понятий и категорий;
- умение ответить на заданные в ходе обсуждения вопросы;
Самостоятельный контроль осуществляется аспирантом в ходе систематического изучения материала, предусмотренного учебной программой. В случае необходимости соответствующий материал обсуждается с преподавателем в ходе текущих консультаций. Основной формой проверки самостоятельного контроля являются индивидуальные собеседования, предусмотренные планом самостоятельной работы аспирантов.
Итоговый контроль осуществляется на экзамене в соответствии с требованиями, сформулированными в данной рабочей программе.
Примерные вопросы к экзамену:
1. Сущность техники. Исторические этапы развития техники.
2. Инженерная, гуманитарная и гуманистическая традиции философии техники.
3. Модели социально-технического развития общества.
4. Научно-технический прогресс и гуманизм. Сциентизм и антисциентизм.
5. Проблема социальной ответственности в системе «человек – техника».
6. Технократизм как социокультурное явление.
7. Философия техники и методология технических наук.
8. Философские проблемы информатики.
9. Военная техника: сущность и исторические этапы развития.
10. Наука как объект изучения. Предмет и задачи философии и методологии науки.
11. Научный язык в познании и общении.
12. Исторические этапы становления и развития науки.
13. Модель исторического развития науки Т.Куна. Соотношение эволюции и революции в науки.
14. Модель исторического развития науки И.Лакатоса. Конкурентная борьба исследовательских программ.
15. Разработка разработки научного познания в неопозитивизме.
16. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
17. С. Тулмин: эволюционистская концепция социокультурной зависимости знания.
18. Концепция личностного знания М. Полани.
19. Возможности и пределы научного познания.
20. Наука как социальный институт. Исторические формы организации науки.
21. Этические нормы научных исследований.
22. Этапы научного исследования: эмпирическое и теоретическое познание.
23. Уровни научного познания: чувственное и рациональное познание.
24. Факт и его научное описание.
25. Научная проблема: источники, сущность, способы постановки.
26. Гипотеза как форма развития науки.
27. Роль доказательства в науке, его способы и формы.
28. Теория как высшая форма существования научного знания. Характер взаимоотношения теории и практики.
29. Понятие о методологии и ее задачах. Система методологических знаний.
30. Классификация методов научного познания.
31. Системный подход: основные идеи, требования, роль в современном познании.
32. Классификация и систематизация в науке, их виды и способы осуществления.
33. Научное предвидение (прогнозирование): сущность, способы и методы.
34. Научная картина мира: ее мировоззренческое и методологическое значение.
35. Идеалы научности и их роль в научном познании.
36 Наука как система знания. Понятия закона, закономерности, принципа, категории.
37. Виды познавательной деятельности, их соотношение и роль в духовной жизни.
38. Проблема классификации наук. Исторические и современные подходы.
39. Рационализм и иррационализм.
40. Истина в системе научного познания. Истина и правда.
41. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение.
42. Природа интуиции и ее роль в познании. Дискурс и интуиция.
43. Исторические изменения представлений о субъекте научного познания.
44. Допустимые и недопустимые приемы в научной полемике.
45. Бытие как философская проблема. Иерархия форм бытия.
46. Проблема объективности пространства и времени.
47. Творчество в научном познании: сущность, этапы, методы.
48. Ценность и оценка в научном познании.
49. Понятие о методе, методике и методологии.
50. Глобальные проблемы современности: классификация и пути преодоления.
51. Познание как предмет философского анализа. Специфика социального познания.
52. Смысл диалектики как философского метода. Диалектика и метафизика.
53. Понятие развития и принцип историзма. Прогресс и его критерии.
54. Логические и гносеологические принципы познания.
55. Материя как философская категория. Современная наука о строении материи и ее свойствах.
56. Диалектика количественно-качественных изменений. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные и обратно.
57. Противоречия бытия и познания. Закон единства и борьбы противоположностей.
58. Диалектическое отрицание и синтез. Закон отрицания отрицания.
59. Общая характеристика логико-гносеологических проблем современной науки.
60. Общая характеристика онтологических проблем современной науки.
61. Общая характеристика аксиологических проблем современной науки.
62. Эмпирические и теоретические методы познания: назначение, особенности применения.
63. Категория сознания в философии. Структура и функции сознания.
64. Сознательное и бессознательное.
65. Философская герменевтика.
66. Праксиология как философское учение о практике.
67. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм как направления гносеологии.
68. Соотношение познавательного и ценностного как гносеологическая проблема.
69. Философия познания – XXI век как синтез когнитивных практик.
70. Вера и достоверность в познании.
71.Философия как интегральная форма научных знаний.
72.Социокультурная обусловленность социально-гуманитарных знаний.
73.Особенности знаний об обществе и человеке.
74.Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания.
75.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
76.Жизнь как критерий наук об обществе и культуре. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов.
77.Оценочные суждения в науке и их специфика в социальном исследовании.
78.Время, пространство в социально- гуманитарном знании
79.Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
80.Социальное и культурно-историческое время.
81.Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания.
82.Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания.
83.Этика ученого. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.
84 Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
85.Вера, мнение, знание в социально-гуманитарных науках.
86.Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины. Феномен «скрытой истины».
87.Вера и верования. Вера и истина.
88.Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.
89.Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: теория аргументация, герменевтика, познавательно-ценностный подход.
90.Системный, структурно-функциональный подходы в социально-гуманитарном познании.
Заведующий кафедрой философии, истории и культурологии
А.В. Малов