Содержание текущего, самостоятельного и итогового контроля

Текущий контроль осуществляются главным образом на индивидуальных консультациях. Основное внимание уделяется следующим моментам:

- методически грамотное построение материала;

- знание использованных при подготовке источников;

- использование соответствующих понятий и категорий;

- умение ответить на заданные в ходе обсуждения вопросы;

Самостоятельный контроль осуществляется аспирантом в ходе систематического изучения материала, предусмотренного учебной программой. В случае необходимости соответствующий материал обсуждается с преподавателем в ходе текущих консультаций. Основной формой проверки самостоятельного контроля являются индивидуальные собеседования, предусмотренные планом самостоятельной работы аспирантов.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене в соответствии с требованиями, сформулированными в данной рабочей программе.

Примерные вопросы к экзамену:

1. Сущность техники. Исторические этапы развития техники.

2. Инженерная, гуманитарная и гуманистическая традиции философии техники.

3. Модели социально-технического развития общества.

4. Научно-технический прогресс и гуманизм. Сциентизм и антисциентизм.

5. Проблема социальной ответственности в системе «человек – техника».

6. Технократизм как социокультурное явление.

7. Философия техники и методология технических наук.

8. Философские проблемы информатики.

9. Военная техника: сущность и исторические этапы развития.

10. Наука как объект изучения. Предмет и задачи философии и методологии науки.

11. Научный язык в познании и общении.

12. Исторические этапы становления и развития науки.

13. Модель исторического развития науки Т.Куна. Соотношение эволюции и революции в науки.

14. Модель исторического развития науки И.Лакатоса. Конкурентная борьба исследовательских программ.

15. Разработка разработки научного познания в неопозитивизме.

16. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.

17. С. Тулмин: эволюционистская концепция социокультурной зависимости знания.

18. Концепция личностного знания М. Полани.

19. Возможности и пределы научного познания.

20. Наука как социальный институт. Исторические формы организации науки.

21. Этические нормы научных исследований.

22. Этапы научного исследования: эмпирическое и теоретическое познание.

23. Уровни научного познания: чувственное и рациональное познание.

24. Факт и его научное описание.

25. Научная проблема: источники, сущность, способы постановки.

26. Гипотеза как форма развития науки.

27. Роль доказательства в науке, его способы и формы.

28. Теория как высшая форма существования научного знания. Характер взаимоотношения теории и практики.

29. Понятие о методологии и ее задачах. Система методологических знаний.

30. Классификация методов научного познания.

31. Системный подход: основные идеи, требования, роль в современном познании.

32. Классификация и систематизация в науке, их виды и способы осуществления.

33. Научное предвидение (прогнозирование): сущность, способы и методы.

34. Научная картина мира: ее мировоззренческое и методологическое значение.

35. Идеалы научности и их роль в научном познании.

36 Наука как система знания. Понятия закона, закономерности, принципа, категории.

37. Виды познавательной деятельности, их соотношение и роль в духовной жизни.

38. Проблема классификации наук. Исторические и современные подходы.

39. Рационализм и иррационализм.

40. Истина в системе научного познания. Истина и правда.

41. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение.

42. Природа интуиции и ее роль в познании. Дискурс и интуиция.

43. Исторические изменения представлений о субъекте научного познания.

44. Допустимые и недопустимые приемы в научной полемике.

45. Бытие как философская проблема. Иерархия форм бытия.

46. Проблема объективности пространства и времени.

47. Творчество в научном познании: сущность, этапы, методы.

48. Ценность и оценка в научном познании.

49. Понятие о методе, методике и методологии.

50. Глобальные проблемы современности: классификация и пути преодоления.

51. Познание как предмет философского анализа. Специфика социального познания.

52. Смысл диалектики как философского метода. Диалектика и метафизика.

53. Понятие развития и принцип историзма. Прогресс и его критерии.

54. Логические и гносеологические принципы познания.

55. Материя как философская категория. Современная наука о строении материи и ее свойствах.

56. Диалектика количественно-качественных изменений. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные и обратно.

57. Противоречия бытия и познания. Закон единства и борьбы противоположностей.

58. Диалектическое отрицание и синтез. Закон отрицания отрицания.

59. Общая характеристика логико-гносеологических проблем современной науки.

60. Общая характеристика онтологических проблем современной науки.

61. Общая характеристика аксиологических проблем современной науки.

62. Эмпирические и теоретические методы познания: назначение, особенности применения.

63. Категория сознания в философии. Структура и функции сознания.

64. Сознательное и бессознательное.

65. Философская герменевтика.

66. Праксиология как философское учение о практике.

67. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм как направления гносеологии.

68. Соотношение познавательного и ценностного как гносеологическая проблема.

69. Философия познания – XXI век как синтез когнитивных практик.

70. Вера и достоверность в познании.

71.Философия как интегральная форма научных знаний.

72.Социокультурная обусловленность социально-гуманитарных знаний.

73.Особенности знаний об обществе и человеке.

74.Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания.

75.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

76.Жизнь как критерий наук об обществе и культуре. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов.

77.Оценочные суждения в науке и их специфика в социальном исследовании.

78.Время, пространство в социально- гуманитарном знании

79.Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

80.Социальное и культурно-историческое время.

81.Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания.

82.Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания.

83.Этика ученого. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.

84 Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

85.Вера, мнение, знание в социально-гуманитарных науках.

86.Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины. Феномен «скрытой истины».

87.Вера и верования. Вера и истина.

88.Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

89.Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: теория аргументация, герменевтика, познавательно-ценностный подход.

90.Системный, структурно-функциональный подходы в социально-гуманитарном познании.

Заведующий кафедрой философии, истории и культурологии

А.В. Малов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: