В логистике распределения необходимо учитывать роль и влияние на эффективность продвижения систем и форм сбыта, а также особенности предприятий торговли. Поэтому изучение раздела логистики распределения предусматривает рассмотрение базовых подходов к классификации упомянутых объектов.
Базовыми направлениями для классификации форм сбыта являются:
1. по числу торговых точек;
2. по характеру хозяйственных связей.
По числу торговых точек выделяют:
· экстенсивное распределение — продукция размещается и продается в тех торговых точках, владельцы которых дали согласие на продажу;
· интенсивное распределение — производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимальном числе торговых точек. Метод эффективен, если потребитель придает особое значение удобству расположения (товары повседневного спроса);
· эксклюзивное распределение — эксклюзивные права на распределение на определенной территории предоставляются ограниченному числу торговых предприятий (иногда одному). Применяется в случае, если производитель устанавливает контроль над деятельностью продавцов и уровнем обслуживания. Реализуется путем заключения эксклюзивных дистрибьюторских (дилерских) соглашений;
|
|
· селективное (выборочное) распределение — производитель сотрудничает с ограниченным числом торговых предприятий. Рассчитано на удовлетворение особых потребностей отдельных потребителей.
По характеру хозяйственных связей бывают:
· горизонтальная система распределения — два и более независимых предприятия объединяют ресурсы для продвижения продукции;
· вертикальная система распределения — производители, оптовые и розничные торговые предприятия функционируют как единая система. В такой системе один из участников канала:
· является владельцем остальных предприятий;
· заключает с остальными участниками договор;
· имеет влияние, достаточное для объединения участников в единую систему.
Среди базовых форм сбыта продукции традиционно отмечают:
· самообслуживание — покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранную продукцию к единому узлу расчета;
· продажа по предварительным заказам — покупатели предварительно заказывают необходимую продукцию и получают ее в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы;
· индивидуальное обслуживание — продавец обслуживает каждого покупателя, консультирует по вопросам пользования, упаковывает и отпускает товар;
· продажа с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, принимает оплату, упаковывает и отпускает товар;
|
|
· продажа по образцам — покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с образцами товаров, которые в дальнейшем доставляются ему домой или отпускаются на складе магазина.
Классификация торговых предприятий содержит следующие основные виды:
универмаг — широкий ассортимент. Каждой ассортиментной группой занимается специализированный отдел;
универсам — недорогой магазин с системой самообслуживания. Ассортимент шире, чем в специализированном магазине, но уже, чем в универмаге. Уровень дополнительного обслуживания ниже;
магазин продукции повседневного спроса — небольшой магазин, предлагающий ограниченный ассортимент продукции, пользующейся постоянным спросом. Располагаются в жилых районах;
супермаркет — крупный магазин самообслуживания с низким уровнем цен и большим объемом продаж;
специализированный магазин — магазин, предлагающий узкую ассортиментную группу продукции со значительной глубиной ассортимента;
«убийца товарных категорий» — широкий ассортимент продукции четко определенной категории. Агрессивная ценовая политика основана на закупках значительного количества продукции и предложении ее по более низким ценам, чем у конкурентов с целью ликвидации их в данном рыночном секторе;
торговый комплекс (гипермаркет) — площадь торговых помещений до 10000 кв. м. Совмещает в себе универсам, магазин сниженных цен и склад-магазин. В ассортимент входят мебель, электробытовые приборы и т. д.;
торговый центр — комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, обеспечивающий потребителям широкий выбор продукции и услуг в одном месте.