В научной литературе существует ряд отличающих друг от друга определений понятия ≪государственный орган≫, которые отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению. Наиболее распространенным является следующее определение. Государственный орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями.
Орган государства обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.
1. Орган государства формируется по воле государства и действует по его поручению.
2. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.
3. Орган государства обладает властными полномочиями, т. е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.
4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государ. ственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.
|
|
5. Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.
6. Органы государства обладают относительной экономической и орагнизационной самостоятельностью и обособленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют между собой.
7. Орган государства имеет определенную внутреннюю структуру.
8. Он располагает необходимыми материальными и организационными средствами для осуществления своих функций.
9. Государственный орган состоит из государственных служащих, находящихся в определенных правоотношениях между собой и органом государства.
Государственные органы классифицируются по разным основаниям.
1. По порядку создания государственные органы делятся на:
a) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);
b) назначаемые каким-то другим органом или должностным лицом (правительство);
c) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).
2. По характеру компетенции выделяют органы:
a) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);
b) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).
3. По объему властных полномочий органы государства подразделяются на:
a) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);
|
|
b) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных субъектов);
c) местные органы (этот вид органов не во всех странах входит в систему государственной власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).
4. По территориальной юрисдикции выделяют государственные органы:
a) федеральные (например, Правительство РФ);
b) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);
c) местные (например, налоговая инспекция города, района).
5. По способу принятия решений государственные органы делятся на:
a) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);
b) единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).
6. По длительности действия различают:
a) постоянные органы, образование которых предусмотрено конституциями государств, и функционирующие на постоянной основе (парламенты, правительство, верховные суды);
b) временные органы, формирование которых обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением.
7. По характеру выполняемых задач выделяют:
a) законодательные органы (парламент);
b) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства);
c) судебные;
d) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями
Признаки государственного органа:
· Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства
· Образован и действует на основе правовых актов
· Выполняет свойственные только ему задачи и функции
· Наделен в этой связи властными полномочиями
· Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений
· Имеет материальную базу и финансовые средства
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от различных критериев.
┌────────────────────────────┐
│Виды государственных органов│
└────────────┬───────────────┘
┌─────────────┬─────────────┼──────────────┬───────────────┐
┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴─────┐
│по принципу│ │по иерархии│ │ по срокам │ │ по порядку │ │по характеру│
│разделения │ │ │ │ полномочий│ │осуществления│ │компетенций │
│ властей │ │ │ │ │ │ компетенций │ │ │
└─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └─────────┬─┘ └──────┬──────┘ └──────┬─────┘
┌─────┴─────────┐ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐
│Законодательные│ │ Федеральные │ │ │ Коллегиальные│ │Органы общей│
|
|
│ (Федеральное │ └─┬─────────────┘ │ └───────┬──────┘ │компетенции │
│ Собрание РФ) │ │ │ │ └──────┬─────┘
└─────┬─────────┘ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ │
│ │Республиканские│ │ │Единоначальные│ ┌──────┴─────┐
┌─────┴─────────┐ └─┬─────────────┘ │ └──────────────┘ │Органы │
│Исполнительные │ │ │ │специальной │
│(Правительство │ ┌─┴─────────────┐ │ │компетенции │
│ РФ) │ │ Местные │ └─────────┐ └────────────┘
└─────┬─────────┘ └───────────────┘ │
│ ┌──────┴──────┐
┌─────┴─────────┐ │ Постоянные │
│ Судебные │ └──────┬──────┘
│ (Конституци- │ │
│ онный Суд РФ) │ ┌──────┴──────┐
└───────────────┘ │ Временные │
└─────────────┘
Источник власти – народ.
Принцип гуманизма – обеспечение потребностей человека (духовных, естественных и пр)
Федерализма – все субъекты равны.
Принцип законности – все субъекты равны перед законом.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
|
|
┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Принципы организации и деятельности государственного аппарата│
└─────────────────────────────────────────────────────────┬───┘
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Приоритет прав и свобод человека и гражданина├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Демократизм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Разделение властей ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Законность ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Гласность ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Федерализм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Профессионализм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Сочетание выборности и назначаемости ├───────┘
└─────────────────────────────────────────────┘
и др.
Всесторонний учет данных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
Нужно бы добавить – экономичность гос.службы.
Демократизма мало – больше назначений.
Субординация по вертикали, координация – по горизонтали.
Профессионалов – мало.
Народ имеет право на объединения (общественные, партии и т.д.)
Гос-во – организация всего народа, обладает большими социальными возможностями
Гос-во – официальный выразительь воли народа
Гос-во – располагает гос.аппаратом, включая проавоохранит.органы
Гос-во – располагает органами издания НПА.
Гос-во – располагает суверенитом, т.е. верховенством над всеми. Само себя организует (странно?)
Партия – объединение части населения, для получения гос.власти. Появление партий – объективный процесс. Партии могут ставить цель насильственный захват власти. Партия осуществляет власть через своих людей. Руководители министерств могут назначаться из состава партий.
Взаимоотношения гос-ва и церкви в рамках полит.системы:
Церковь отделена от гос-ва. Церковь имеет цель нравственного и духовного воспитания общества.
В исламе – наоборот. Церковь направляет гос-во.
Гос.служба – основана на: верховенство Конституции, приоритет праваи свободы гражданина, равный доступ к гос.службе на основании профессионализма, гласность, непартийность, стабильность. Установленный круг обязанностей. Гос.служащие три категории – А, Б, В.