Органы государства: понятие, признаки, виды

В научной литературе существует ряд отличающих друг от друга определений понятия ≪государственный орган≫, которые отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению. Наиболее распространенным является следующее определение. Государственный орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями.

Орган государства обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.

1. Орган государства формируется по воле государства и действует по его поручению.

2. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.

3. Орган государства обладает властными полномочиями, т. е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государ. ственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.

5. Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

6. Органы государства обладают относительной экономической и орагнизационной самостоятельностью и обособленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют между собой.

7. Орган государства имеет определенную внутреннюю структуру.

8. Он располагает необходимыми материальными и организационными средствами для осуществления своих функций.

9. Государственный орган состоит из государственных служащих, находящихся в определенных правоотношениях между собой и органом государства.

Государственные органы классифицируются по разным основаниям.

1. По порядку создания государственные органы делятся на:

a) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);

b) назначаемые каким-то другим органом или должностным лицом (правительство);

c) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).

2. По характеру компетенции выделяют органы:

a) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);

b) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).

3. По объему властных полномочий органы государства подразделяются на:

a) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);

b) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных субъектов);

c) местные органы (этот вид органов не во всех странах входит в систему государственной власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).

4. По территориальной юрисдикции выделяют государственные органы:

a) федеральные (например, Правительство РФ);

b) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);

c) местные (например, налоговая инспекция города, района).


5. По способу принятия решений государственные органы делятся на:

a) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);

b) единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

6. По длительности действия различают:

a) постоянные органы, образование которых предусмотрено конституциями государств, и функционирующие на постоянной основе (парламенты, правительство, верховные суды);

b) временные органы, формирование которых обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением.

7. По характеру выполняемых задач выделяют:

a) законодательные органы (парламент);

b) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства);

c) судебные;

d) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями

Признаки государственного органа:

· Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства

· Образован и действует на основе правовых актов

· Выполняет свойственные только ему задачи и функции

· Наделен в этой связи властными полномочиями

· Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений

· Имеет материальную базу и финансовые средства

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от различных критериев.

┌────────────────────────────┐

│Виды государственных органов│

└────────────┬───────────────┘

┌─────────────┬─────────────┼──────────────┬───────────────┐

┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴─────┐

│по принципу│ │по иерархии│ │ по срокам │ │ по порядку │ │по характеру│

│разделения │ │ │ │ полномочий│ │осуществления│ │компетенций │

│ властей │ │ │ │ │ │ компетенций │ │ │

└─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └─────────┬─┘ └──────┬──────┘ └──────┬─────┘

┌─────┴─────────┐ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐

│Законодательные│ │ Федеральные │ │ │ Коллегиальные│ │Органы общей│

│ (Федеральное │ └─┬─────────────┘ │ └───────┬──────┘ │компетенции │

│ Собрание РФ) │ │ │ │ └──────┬─────┘

└─────┬─────────┘ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ │

│ │Республиканские│ │ │Единоначальные│ ┌──────┴─────┐

┌─────┴─────────┐ └─┬─────────────┘ │ └──────────────┘ │Органы │

│Исполнительные │ │ │ │специальной │

│(Правительство │ ┌─┴─────────────┐ │ │компетенции │

│ РФ) │ │ Местные │ └─────────┐ └────────────┘

└─────┬─────────┘ └───────────────┘ │

│ ┌──────┴──────┐

┌─────┴─────────┐ │ Постоянные │

│ Судебные │ └──────┬──────┘

│ (Конституци- │ │

│ онный Суд РФ) │ ┌──────┴──────┐

└───────────────┘ │ Временные │

└─────────────┘

Источник власти – народ.

Принцип гуманизма – обеспечение потребностей человека (духовных, естественных и пр)

Федерализма – все субъекты равны.

Принцип законности – все субъекты равны перед законом.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Принципы организации и деятельности государственного аппарата│

└─────────────────────────────────────────────────────────┬───┘

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Приоритет прав и свобод человека и гражданина├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Демократизм ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Разделение властей ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Законность ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Гласность ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Федерализм ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Профессионализм ├───────┤

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌─────────────────────────────────────────────┐ │

│Сочетание выборности и назначаемости ├───────┘

└─────────────────────────────────────────────┘

и др.

Всесторонний учет данных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.

Нужно бы добавить – экономичность гос.службы.

Демократизма мало – больше назначений.

Субординация по вертикали, координация – по горизонтали.

Профессионалов – мало.

Народ имеет право на объединения (общественные, партии и т.д.)

Гос-во – организация всего народа, обладает большими социальными возможностями

Гос-во – официальный выразительь воли народа

Гос-во – располагает гос.аппаратом, включая проавоохранит.органы

Гос-во – располагает органами издания НПА.

Гос-во – располагает суверенитом, т.е. верховенством над всеми. Само себя организует (странно?)

Партия – объединение части населения, для получения гос.власти. Появление партий – объективный процесс. Партии могут ставить цель насильственный захват власти. Партия осуществляет власть через своих людей. Руководители министерств могут назначаться из состава партий.

Взаимоотношения гос-ва и церкви в рамках полит.системы:

Церковь отделена от гос-ва. Церковь имеет цель нравственного и духовного воспитания общества.

В исламе – наоборот. Церковь направляет гос-во.

Гос.служба – основана на: верховенство Конституции, приоритет праваи свободы гражданина, равный доступ к гос.службе на основании профессионализма, гласность, непартийность, стабильность. Установленный круг обязанностей. Гос.служащие три категории – А, Б, В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: