Глава 38. Введение в проблематику педагогической 12 страница

означает его физического бессилия, слабости характера или моральных устоев.

Путь от СНС до характерологических и поведенческих особенностей является отнюдь не линейным. Он опосредствован огромным количеством факторов: предметных и социальных, физиологических и телесных, психологических. Б.М. Теплое отмечал, что в обыденных обстоятельствах, в привычных для личности условиях деятельности нет обязательных проявлений темперамента. Нормальный человек ведет себя не так, как велит нервная система, а как он считает принятым в данных обстоятельствах. Темперамент проявляется лишь в экстремальных условиях, да и не только он.

Мало того, что в чрезвычайных обстоятельствах индивид динамически «замрет» или будет сверхактивно действовать. Главное состоит в направлении, результативности экстремального поведения: кто-то спасает жизнь другим людям, кто-то хладнокровно мародерствует. Экстремальность проявляет что-то главное, стержневое в личности, что в спокойном течении жизни может оставаться не замечаемым, казаться несущественным.

Тип поведения и темперамент связаны не однозначно. Темперамент задает динамику психики и поведения, но не определяет их содержание и направление. Да и сама динамика может быть при необходимости скрыта или усилена. От одинакового темперамента можно прийти к различным характерам, и наоборот. Темперамент врожден, поскольку обусловлен свойствами нервной системы человека. Значит, индивид не может изменить своего темперамента, но вполне в состоянии как-то подправлять его внешние проявления. Но это не является изменением или воспитанием темперамента. Это формирование, развитие, социализация, воспитание характера и личности в целом.

Контрольные вопроси

^М. В чем проявляется темперамент человека?

2. Какие из конституциональных теорий темперамента являются наиболее распространенными?

3. Почему темперамент считается врожденным образованием?

4. На каких основаниях строится типология темперамента в школе И.П. Павлова?

5. В каких направлениях шли разработки проблем темперамента в школе Б.М. Теплова?

6. Какова связь между силой нервной системы и ее чувствительностью?

ф Тестовые задания

1. Темперамент человека проявляется...

A. В силе характера.

Б. В динамике психики и поведения.

B. В структуре сознания.

Г. В системе ценностей личности.

2. Конституциональные теории изучают...

A. Соответствие строения тела и характера. • Б. Структуру темперамента.

B. Особенности нервной системы.

Г. Соотношение жидкостей в организме.

3. Сколькими свойствами максимально полно описывается нервнач система человека?

A. Одним. Б. Двумя.

B. Тремя.

Г. Двенадцатью.

4. Сильная нервная система — это значит...

A. Хорошо развитая. Б. Гибкая.

B. Работоспособная.

Г. Высокочувствительная.

Глава 11

ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: