Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного, общества

Центральной проблемой происхождения государства и права следует считать проблему генезиса, то есть исторических предпосылок и исходных причин, которые привели к появлению государства и права и их дальнейшему развитию. Социумы находились в разных исторических условиях, что приводило к неодинаковым причинам возникновения и изменения государственно-правовых явлений. Поэтому необходимо всестороннее изучение этих причин.

Данные археологии, истории говорят, что уже около 2 млн. лет назад человек выделился из животного мира и находился в условиях первобытного стада, для которого характерны неупорядоченные родовые отношения, людей объединяла суровая действительность – необходимость совместной борьбы с опасностями, совместного добывания пищи. Миллион лет понадобился первобытному человеку, чтобы научиться изготовлять примитивные орудия труда, установить устойчивые внутренние связи. Зародилась родовая община. Десятки тысячелетий HOMO SAPIENS вел присваивающее хозяйство, то есть брал от природы готовые продукты, использовал готовые природные материалы для изготовления орудий труда. Такая экономика носит название присваивающей. Основной социальной формой организации в это время был род, основывавшийся на коллективизме, общественной собственности и уравнительном распределении. Разделение труда основывалось на возрастных и половых признаках. Род, таким образом, был не территориальным, а кровнородственным формированием. Позже несколько родов образовывало племя. Власть в родовых коллективах признавалась всеми членами рода и носила общественный характер: все взрослые члены рода принимали участие в обсуждении важных вопросов. Собрание родичей избирало вождей, старейшин, жрецов по их личным заслугам, достоинству, опыту и авторитету. Такое правление еще не является политическим, а определяется как потестарное (мощь, сила) Критерием правильности поступка было одобрение родичей, а наказанием было принуждение к дополнительным обязанностям. Высшей формой наказания было изгнание их рода, так как это вело к гибели. Пленников не брали, это не позволяла форма хозяйства, излишков не было, пленников приравнивали к добыче. Таким образом управление родовой общиной осуществляли сами члены рода, власти как таковой не существовало, это было время первобытно-общинной демократии. В ходе существования в общине складывались общепринятые правила поведения – обычаи, часто облекаемые в религиозную форму. Обычаи и моральные нормы являлись регуляторами отношений в родовой общине.

Социальные нормы первобытного общества имели следующие элементы: 1). Были направлены на присваивающее хозяйство, существование рода в природной среде, поэтому в них закреплялась тотемная система, т.е. вера в тотема, родоначальника рода. 2). Способы регулирования сводились к запретам, выраженных в форме табу, дозволениям, которые рекомендовали поведение, соответствующее интересам рода, и обязываниям к каким-либо общественно-полезным делам: охоте, собирательству и т.д.. 3). Эти нормы были устными и выражались в традициях, обычаях, ритуалах, мифах, передававшихся от поколения к поколению.4). Санкции, к нарушителям социальных норм выражались в виде общественного порицания, телесного повреждения и наказания, изгнания, предания смерти.

Эти нормы применялись одинаково ко всем членам рода, а также имели распространение фактически во всех первобытных родовых обществах, что подтверждается этнографией, поэтому они носят название мононорм, то есть единых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: