Законность и культура

Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.

Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнании ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважении к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).

Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволения и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так как они понимают необходимость и полезность законов, как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий находит выражение в законопослушании.

Общество заинтересовано в том, чтобы большинство людей знали законы своей страны, уважительно относились к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовое юридическое просвещение, а также подготовка высококвалифицированных юристов.

Укрепление законности ‑ условие формирования правового государства.

Проблема укрепления законности имеет комплексный характер. Для осуществления эффективных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов, применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений. Совокупность указанных факторов обладаети всеми признаками социальной системы. Влияние входящих в систему факторов может быть как положительным (способствующим правомерному поведению и укреплению законности), так и отрицательным (толкающим людей на противоправные поступки, нарушающие режим законности). Можно выделить 4 уровня данной системы факторов: 1 общесоциальный – это факторы, влияющие на реализацию всех норм права всеми участниками обществ отношений на всей территории страны. Основная часть социальных процессов и явлений оказывает на состояние законности позитивное воздействие и выстунает в качестве гарантии законности. 2 региональный – действие многих факторов переменно: их влияние на состояние законности может меняться по характеру и интенсивности (степень соответствия правовых норм общественным отношениям и др.). 3 групповой – факторы, действующие на этом уровне представляют собой конкретные условия жизнедеятельности определенной группы. 4 индивидуальный – законность как режим общественной жизни складывается в конечном счете из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противоправного (незаконного) поведения определяет состояние законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, следует выделить: факторы относящиеся к личности – это уровень правового сознания (правовые знания, навыки). Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, принятие их. Огромную роль играет нравственное сознание – именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям. Важное значение имеет и уровень общей культурыб политического сознания и т.п.; Факторы внешней среды – это прежде всего экономика в целом и данного региона. Именно эти условия определяют, как живет и формируется каждый человек, какими он будет обладать качествами. От экономич обстановки зависят и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности гос органовб в т.ч. и правоохранительных. Важное значение имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; законность нормативных актов; четкость, доступность правовых норм и т.п. Для укрепления законности естественна необходимость повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения. Таким образом укрепление законности необходимое условие формирования правового Г.

Деформации законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. В неправовом государстве может наступить искажение законности. Эта деформация может быть вызваны политическими идеологическими причинами, элитарными притязаниями и др. Что наблюдалось и в истории нашего государства. Советское социалистическое государство вмешивалось почти во все сферы жизни гражданина, личности, причем обеспечивало оно себе эту возможность, почти беспредельную степень вмешательства изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как во-первых, законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности, во-вторых, как законы и их исполнение защищали органы государства, должностных лиц, чиновников-распределителей от угроз поставить их под контроль общества, граждан, лишить привилегий, и, наконец, в-третьих, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу, например свободу голосовать, именно голосовать, а не выбирать. Некоторые теоретики вообще развивали концепцию так называемого государства социалистической законности, противопоставляя эту концепцию идее правового государства, всячески обрушивались на правовое государство как на буржуазную фикцию, как на прикрытие кулачного права, которое буржуазия применяет фактически против трудящихся. Еще один тезис-догма: буржуазное правовое государство – это олицетворение такого же кулачного права, как и в средневековье. Ему противостоит государство революционной, подлинно социалистической законности. Пути преодоления. Верховенство права, закона постепенно пришло на смену понятию законности, хотя, разумеется, и законность как одна их общих характеристик правового состояния общества сохраняет все свое теоретическое и практическое значение.

Законность и произвол. Теоретическое понимание необходимости защищать человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства привело уже в начале XIX века многих философов и юристов к воссозданию из античного философского и юридического багажа человечества идеи гражданского общества и правового государства. Гегель блистательно разработал в «философии права» концепцию гражданского общества как средоточия и воплощения свободы личности. Он четко разграничил сферу деятельности относительно самостоятельных образований, в которых и вращается каждый человек, каждая личность. В сущности, эта концепция была концепцией все той же защиты свободы личности от полицейского государства (для Гегеля это было Прусское государство). Гегель к гражданскому обществу относил те сферы жизнедеятельности человека, которые были связаны с его творческой деятельностью, бытом, семьей, трудом, собственностью. И для государства вход в эту сферу был закрыт.

Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола. На современном этапе теоретического знания борьба за законность сменилась борьбой против организованной преступности, коррупции, мафии и т.п. По крайней мере, именно так во многих теоретических работах формулируются задачи правоохранительных органов, граждан в социально-правовой сфере общества. Терроризм и захват заложников можно считать высшей формой произвола. Общество рассматривает их как уголовно наказуемое деяние, особо общественно опасное. Сегодня терроризм вышел за рамки национального преступления и приобрел международный масштаб, превратившись в глобальную проблему. Поэтому демократическое правовое государство осуждает подобные проявления и жестко пресекает, обеспечивая законность и правопорядок в стане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: