Угрозы безопасности личности, общества и государства

2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза»

Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности.

Опасности и угрозы - непременные спутники жизни и деятельности ин­дивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. И всегда недостаточная забота о безопасно­сти оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью госу­дарств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной настойчивости в борьбе с опасностями, могут потерять не только отдельные элементы жизнеобес­печения, но и собственно государственность и жизнь.

Опасности - это возможные или реальные явления, события и процес­сы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничто­жить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтоже­ние, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объ­ектов безопасности и т.д.

Понятие "опасность»" охватывает также явления, процессы и действия, которыми люди наносятвред природе, а природа людям.

Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих.

Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее.

Другой формой опасности выступает риск - возможная опасность не­удачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди зачастую надеются на счастливый случай - рискуют, допуская определенный ущерб себе. В государственных делах - политики, экономике, оборонной деятельности - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, последствия и т.д.

Понятие "угроза" родственно понятию "опасность".

Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

"Угроза - высказанное в любой форме намерение нанести физический, матери­альный или иной вред общественным или личным интересам".

С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения.

Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. При­нимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковеща­тельные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расши­ряется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с меж­национальными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой эконо­микой.

Таким образом, угроза - результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности - противоречия, а не угрозы - приобретают качество сущностной характе­ристики.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных ви­дах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельно­сти общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внут­ренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии ос­новных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутрен­них и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание сис­темного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы.

Кроме упреждающего значе­ния факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дес­табилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализа­цию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследова­тельской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктур­ных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного со­стояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта харак­теристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уго­ловного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.).

Как представляется, именно такой подход - изучение процессов и тен­денций, зарождающихся и затухающих противоречий - позволяет отсле­живать состояние безопасности на каждый конкретный политический пери­од и определять стратегию ее обеспечения на длительный период.

Таким образом, источником формирования угрозы безопасности явля­ется многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человече­ской деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одно­временно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, ко­торые формируют систему общественных отношений в области безопас­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: