Самый
принцип
целостности
получает несколько существенно различных реализаций. Для
В
.Дильтея и его продолжателей он означает прежде всего
целостность
личности, которая является активным носителем определенной идеологии. Для берлинской школы гештальтпсихологии это
целостность
динамической ситуации и ее формальной структуры. Для лейпцигской школы
принцип
целостности
реализуется не
в
структурности, а в диффузной комплексности, и его существеннейшим выражением является "народная"
целостность
, поглощающая личность.
Гештальтпсихология (М.Вертхаймер,
В
.Кёлер, К.Коффка, К.Левин), выдвинув
в
качестве первого основного
принципа
принцип
целостности
, противопоставила его механистическому
принципу
психологии
элементов (Und-Verbindung, по Вертхаймёру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих
в
его состав частей.
Идею
целостности
гештальтпсихологи первоначально развили
в
психологии
восприятия,
в
которой они прежде всего попытались и экспериментально ее обосновать. Построенная гештальтпсихологией на основе
принципа
структурной
целостности
теория восприятия носит ярко выраженный феноменалистический, формалистский идеалистический характер.
Принцип
целостности
, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применен гештальтпсихологами к решению исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Далее этот
принцип
был распространен на все остальные проблемы
психологии
. Применение
принципа
целостности
за пределами
психологии
восприятия было обусловлено выявлением второго основного
принципа
гештальтпсихологии, тесно связанного с первым, –
принципа
динамичности. Согласно этому
принципу
, течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися
в
самом процессе, а не зависимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический процесс тоже оказывается замкнутым
в
себе целым. Следовательно, действия человека представляются как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.