Культурно-историческая теория развития психики. (1896-1934)

Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики. «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания, новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 лпнзш развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

Выготский разделил психику на 2 части:

1. НизшиеПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВысшиеПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное.мышление,

речь, произвольная память, произвольное вгимание, воображение.

Сознание необходимо изучать экспериментальном путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления сбоим повелением и поведением других. Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова). Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления.

Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизатооской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества. Оно создает ЗБР (зону ближайшего развитая),

Выготский в основу своих исследований положил 2 гипотезы:

1. Гипотеза об опосредованном характере психических функций человека.

2. Гипотеза о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: