Клеи природные - животные (костный, мездровый, рыбий и т.п.) и растительные (камеди), воска, смолы и мастики, олифы и т.п.
Животные
- при реставрации икон (осетровый клей (из коллагена (пузырей) - в станковой живописи и иконах для укрепления ослабленных фрагментов и при переводе картин на новый холст; мездровый (из кожи) - при приготовлении левкаса и изготовлении иконных досок(столярный клей); костный клей (желатин) - для приклеивания позолоты и приготовления полимента под золочение)
- при реставрации монументальной живописи на известковой штукатурке можно использовать казеин в качестве связующего. С известью казеин дает нерастворимый в воде казеинат кальция, который обладает стойкостью к атмосферным воздействиям.
Растительные:
Крахмал исп-ся при реставрации бумаги - заклейку утрат, дублирование документов и архивных материалов, наклеивание произведений графики на новую основу. Приклеивание прочное, не отслаивается в течение многих лет. В случае необходимости при смачивании водой склеенные листы легко можно разнять.
В реставрации также используется воскоканифольная мастика — клей-расплав. Клей-расплав подобного типа нашел широкое применение в реставрации дерева, кости, обугленной деревянной скульптуры и других материалов. Предметы, отреставрированные с его помощью, сохраняются долгие годы практически без изменений. Из воскоканифольной композиции и различных наполнителей приготовляют мастики для заполнения трещин в экспонатах из различных материалов.
Шеллак — смола животного происхождения, состоящая главным образом из алифатических полиоксикислот, — вырабатывается лаковыми червецами. Спиртовым шеллачным лаком покрывают мебель после реставрации.
В реставрации часто используют воскосмоляные мастики для скрепления водоотталкивающих слоев краски масляной живописи, укрепления ослабленного красочного слоя современной темперы, заполнения утрат.