В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.
Исторически первой появляется диалектика как способ объяснения мира. Традиционно считается, что родоначальником диалектики является Гераклит. Мир, по Гераклиту – это нечто упорядоченное, подчиняющееся всеобщей закономерности (логосу). А основу логоса составляет всеобщая изменчивость, общая текучесть вещей и явлений природы. Постоянное движение мира опирается, по Гераклиту, на борьбу (войну) противоположных сторон и тенденций. На основе борьбы противоположностей устанавливается гармония мира.
Сам термин «диалектика» впервые употребил Сократ. Так он называл способ нахождения истины путём столкновения различных, иногда и противоположных мнений. Диалектику в этом смысле слова активно развивал Платон. Аристотель, наоборот, считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. В качестве метода нахождения истины Аристотель разработал формальную логику.
|
|
Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир. В основе мира лежит, по Гегелю, абсолютная идея, а мир – это результата её саморазвития. В ходе саморазвития абсолютная идея проходит некоторые стадии, которые находятся в скрытом виде в ней самой, превращается в свою противоположность (материалистическую природу), чтобы затем снова обрести собственную сущность, но на более высоком качественном уровне. По Гегелю, источник развития заключён в саморазвитии понятия, то есть имеет духовную природу.
Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. По Марксу, идеальное – это «не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта.
Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).
Диалектический тип мышления предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии.