Выдающиеся мыслители | Основные труды | Основные идеи |
Платон (427–347 до н.э.) | «Государство», «Законы» | Идеализация афинского аристократического государства, основанного на рабском труде. Выделение в обществе социальных слоев: правителей-философов, стражей или воинов, свободных граждан-ремесленников |
Аристотель (384–322 до н.э.) | «Политика» | Много внимания уделял формам государственного устройства, политическим отношениям государства и граждан, воспитанию человека как общественно-политического существа |
Макиавелли Никколо (1469–1527) | «Государь», «Рассуждения о 1-й декаде Тита Ливия» | Впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали, религии. Природу политических отношений считает безнравственной. Государство – высшее проявление человеческого духа. Сторонник государства на правовой основе. Выдвигает лозунг: «Цели оправдывают средства их достижения» |
Гоббс Томас (1588–1679) | «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651) | Уподобляет государство библейскому чудовищу Левиафану, которое подчиняет себе все и вся. Лучшая форма государства – конституционная монархия. Активно использует понятие «гражданское общество». Государство возникло на основе общественного договора, в целях всеобщего мира и безопасности |
Мор Томас (1478–1535) | «Утопия» (1516) | Родоначальник утопического социализма. Впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Переход к новому строю – строго мирным путем |
Руссо Жан-Жак (1712–1778) | «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) | Главная причина перехода от естественного равенства к неравенству – частная собственность. Мысль о неправомерности антинародной власти, обоснование права народа на ее ниспровержение. Идеал – республика. Выступает за буржуазную демократию, гражданские свободы, равенство |
Кант Иммануил (1724–1804) | «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), | Принцип самоценности каждой личности, которую нельзя приносить в жертву на благо общества. Через действия противоборствующих сил ко всеобщему правовому гражданскому состоянию и вечному миру между всеми государствами |
П р о д о л ж е н и е т а б л.
«Критика способности суждения» (1790) | путем развития взаимовыгодных отношений | |
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) | «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории» (1837) | Противоречия буржуазного общества: поляризация нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и др. История – прогресс духа в сознании свободы через дух отдельных народов. Гражданское общество и государство – самостоятельные институты |
Сен-Симон Клод Анри (1760–1825) | «Письма женевс-кого обывателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813), «Катехезис промышленников» (1824) | Каждая общественная система – шаг вперед в истории. Движущие силы общественного прогресса – научные знания, мораль, религия. Труд – первая и важнейшая моральная обязанность каждого члена общества. Капиталисты – доверенные лица общества. Главная задача социалистического преобразования – всемерное развитие производства. Отрицание революции |
Герцен А. И. (1812–1870) | «Былое и думы» (1864), «К старому товарищу» (1869) | Попытка обосновать закономерность движения человечества к социализму. Форма движения к новому миру – соединение философии с жизнью, науки с массами. Человек будущего в России – мужик. Критика буржуазного индивидуализма и уравнительных коммунистических утопий |
Маркс К. (1818–1883) и Энгельс Ф. (1820–1895) | «Немецкая идеология» (1846), «Манифест Коммунистической партии» (1848); «Капитал» (1867) (т. 1) (Маркс) | Разработали формационный подход в развитии человеческой цивилизации, соотношение производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, теорию марксизма, теорию социальной революции, всемирно-исторической миссии пролетариата, роль политической партии в обществе |
Ленин В.И. (1870–1924) | «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и рево- люция. Учение марксизма о го-сударстве и зада- чи пролетариата в революции» (1917) | Развил и во многом пересмотрел учение К. Марк-са и Ф. Энгельса о социалистической революции, отмирании государства с уничтожением частной собственности на средства производства. С классовых позиций решил вопрос об отношении пролетариата к государству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа, о роли пролетариата в социалистической революции и руководящей роли партии. Разработал теорию новой экономической политики (НЭП) |
О к о н ч а н и е т а б л.
Скорина Франциск (1490–1555) | Основополож-ник славянского книгопечатания, переводчик Библии | Считал, что человек должен изучать природу и общество. Рассматривает человека в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. Придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Попытался классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии в жизни общества |
Будный Сымон (1530–1590) | «Катехизис» | Считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые |
Сапега Лев (1557–1633) | 3-й Статут ВКЛ 1588 г. | Подготовил фактически первую в Европе Конституцию. Узаконил сословно-монархический режим власти в ВКЛ, ввел ряд новых демократических норм и правил, религиозную толерантность (веротерпимость) в обществе, белорусский язык, как язык коренной нации, запрещение смертной казни без суда |
Калинов-ский Кастусь (1838–1864) | «Мужицкая правда», «Письма из-под виселицы» | Пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры |
Гусовский Николай (1470–1533) | Поэма «Песнь о зубре» | Зубр является у поэта символом Родины и свободолюбивого мужественного народа ВКЛ. Провозглашает важнейшие ценности для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, бережное отношение к природе родного края |
Л и т е р а т у р а: [1, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 29, 35].