9.1 Подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав должны своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда.
Предупреждение появления неисправностей и обеспечение установленных сроков службы подвижного состава и специального подвижного состава должно быть главным в работе лиц, ответственных за их техническое обслуживание и ремонт. Пассажирские вагоны на тележках ЦМВ могут следовать в поездах со скоростью не более 120 км/ч.
Дополнительные требования к подвижному составу, который обращается в пассажирских поездах со скоростью более 140 км/ч, устанавливаются соответствующей инструкцией.
9.2 Типы и основные характеристики вновь строящегося подвижного состава утверждаются в порядке, установленном соответствующими соглашениями.
Техническое задание на вновь строящийся подвижной состав утверждается поставщиком по согласованию с Белорусской железной дорогой, а чертежи узлов и деталей и технические условия – по согласованию с соответствующими службами дороги.
Подвижной состав и специальный подвижной состав подлежат в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательной сертификации.
9.3 Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными на дороге.
Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.
Вагоны, не имеющие переходных площадок, должны иметь специальные подножки и поручни.
9.4 Вносить изменения в конструкции основных узлов принятого в эксплуатацию подвижного состава и специального самоходного подвижного состава допускается только с разрешения Белорусской железной дороги.
9.5 Подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита подвижного состава.
9.6 Вновь построенный, а также прошедший капитальный ремонт подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав до сдачи в эксплуатацию на Белорусскую железную дорогу должны быть испытаны и приняты от завода-поставщика в порядке, установленном инструкциями Белорусской железной дороги.
9.7 Каждая единица подвижного состава и специального самоходного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи: технический знак Белорусской железной дороги, инициалы железной дороги, номер (для пассажирских вагонов содержит код железной дороги приписки), табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дату и место производства установленных видов ремонта, вес тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного состава). Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи: на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе – конструкционная скорость, серия, наименование депо или другого предприятия приписки, таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и котла; на пассажирских вагонах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, на которых предусматривается доставка работников к месту производства работ и обратно, – число мест; на грузовых вагонах – грузоподъемность. На тендерах паровозов должны быть обозначены серия, номер и инициалы железной дороги.
Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном подвижном составе наносятся в порядке, установленном на Белорусской железной дороге.
9.8 На каждый локомотив, вагон, единицу моторвагонного и специального подвижного состава должен вестись технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
9.9 Локомотивы и моторвагонный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы радиостанциями, скоростемерами с регистрацией показаний, установленных действующими указаниями, автоматической локомотивной сигнализацией, а также оборудоваться и другими устройствами безопасности в соответствии с перечнем и порядком, установленными действующими инструкциями.
Пассажирские локомотивы должны быть оборудованы устройствами управления электропневматическим торможением, а локомотивы для грузовых поездов должны оборудоваться устройством контроля плотности тормозной магистрали.
Поездные локомотивы при обслуживании одним машинистом должны быть дополнительно оборудованы утвержденными руководством Белорусской железной дороги следующими средствами и устройствами безопасности:
системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности, а также системой контроля бодрствования машиниста;
зеркалами заднего вида;
системой обнаружения и пожаротушения – тепловозы;
блокировкой тормоза.
Моторвагонные поезда оборудуются связью «пассажир-машинист», сигнализацией контроля закрытия дверей, автоматической пожарной сигнализацией.
Маневровые локомотивы должны быть оборудованы устройствами дистанционной отцепки их от вагонов, а обслуживаемые одним машинистом, кроме того, вторым пультом управления, зеркалами заднего вида и устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку на случай внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива.
9.10 Технические требования к специальному подвижному составу и съемным подвижным единицам, а также порядок их технического обслуживания, ремонта и эксплуатации устанавливаются руководством Белорусской железной дороги.
9.11 Локомотивы и вагоны, не принадлежащие организациям железнодорожного транспорта и выходящие на железнодорожные линии, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. Порядок обращения такого подвижного состава на железнодорожной линии устанавливается руководством Белорусской железой дороги, а порядок выхода локомотивов на станцию примыкания – начальником отделения Белорусской железной дороги.