Развитие интеграционных процессов в СНГ

СНГ было создано в 1991 г. До последнего времени в его состав входило 12 госу­дарств (в 2008 г. Грузия подала заявку на выход из СНГ). Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность:

1) нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур:

2) предполагает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ стала система межреспубликанских взаимосвязей, существовавших в рамках бывшего СССР.

Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов:

1-й этап-1992 г. - становление СНГ;

2-й этап – 1993-1994 гг. – формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Экономического Союза СНГ (сентябрь 1993 г.), который предусматривал классическую, выверенную на европейском опыте, последовательность интеграции: ЗСТ (Зона свободной торговли) - ТС (Таможенный союз) - ОР (Общий рынок) товаров, капиталов, услуг, рабочей силы – валютный союз. Однако, на этом этапе, более действительными оказались не многосторонние, а двусторонние отношения.

3-им этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании ЗСТ, которое знаменует переход от 2-х к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

4-й - современный этап развития СНГ характеризуется усиливающейся фрагментацией экономического и политического пространства, созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. В частности:

· Таможенного Союза (1996г.) в составе РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана (1999 г.), преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс;

· Союза РБ и РФ (1997), трансформирующегося в 1999 г. в Союзное государство;

· Центральноазиатского Союза (1994) в составе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении;

· ГУАМ - в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, которые имеют общий интерес по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР;

· Организации региональной интеграции (2003г.) в составе РБ, Казахстана, России и Украины.

Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности государств-участников (в основном создана ЗСТ, развивается плодотворное сотрудничество в отдельных сферах деятельности (транспорт, электроэнергетика и проч.), реализуются программы по формированию общего образовательного пространства, в сфере военного сотрудничества и т.д. В то же время СНГ не смогло стать эффективно действующим региональным объединением государств. Большинство из провозглашенных целей и задач, особенно в области экономики, остаются невыполненными.

Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создавать интеграционную группировку только посредствам политических решений. Необходимо убедить предприятия и фирмы, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для успеха интеграции нужны развитые рыночные отношения.

С другой стороны, у СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы соответствующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество. В то же время органы СНГ фактически лишены властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграции и предполагаемое создание единого экономического пространства.

В целях повышения действенности данного образования Советом глав государств Содружества 5.10.2007 г. была одобрена Концепция дальнейшего развития СНГ и утвержден План основных мероприятий по ее реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: