Структура профессиограммы следователя

Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также лич­ностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимо­сти.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные ка­чества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исход­ной информации для решения профессиональных задач.

Особое значение поисковая сторона деятельности сле­дователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы пре­ступника, потерпевшего, оружия или орудий преступле­ния и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степе­нью точности, как этого требует закон.

Осматривая место происшествия, следователь ищет от­веты на вопросы: что здесь произошло, какие следы оста­вило это событие? В правильном решении этих задач ве­лика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминали­стические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и по­строения контура события), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора дока­зательств в значительной степени зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального информацион­ного запаса.

Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей. Идет борьба умов. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные на­учные знания в области психологии и тактики допроса, мастерство, проявляющее­ся в профессиональных умениях и навыках ведения допроса.

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сфе­рой и — в рамках закона — эмоциями допрашиваемого.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной дея­тельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельно­сти преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом вы­ступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая рабо­та ставит его ежедневно в положение сдающего экзамен, требует особой собранно­сти, точности и организованности.

На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и приня­тия решения. Большое значение на этом уровне имеет общий и специальный интел­лект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и су­дебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Доминирующие виды деятельности:

♦ расследование преступлений;

♦ проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших
в преступлении;

♦ осмотры мест совершения преступлений;

♦ проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;

♦ поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;

♦ организация работы других специалистов, участвующих в рассле­довании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);

♦ выяснение причин и условий совершения преступлений;

♦ ведение документации (составление протоколов, постановлений и др.);

♦ анализ собранных данных по преступлению;

♦ сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

♦ профилактические мероприятия, направленные на снижение пре­ступности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:


СПОСОБНОСТИ:

Высокий уровень развития восприятия, осмысленность, хорошая концентрация внима­ния (способность сосредоточи­вать внимание на необходимом объекте), устойчивость внимания (спо­собность удерживать внимание на объекте длительное время), избирательность внимания (спо­собность выбирать нужную ин­формацию из множества полу­ченной), умение быстро и грамотно за­писывать полученные данные, гибкость мышления. Хороший уровень развития сло­весно-логической памяти, способность быстро анализиро­вать и перерабатывать инфор­мацию, способность точно и понятно выражать свои мысли (вер­бальные способности), коммуникативные способно­сти (умение взаимодейство­вать с людьми), ораторские способности (гра­мотная, интересная, красоч­ная речь), умение слушать людей, развитое пространственное воображение, быстрота мышления, абстрактное мышление, высокий уровень развития мыслительных процессов (об­разное понятийное мышление), организаторские способности.

Личностные качества: и нициативность, настойчивость, целеустремленность, решительность (способность быстро и самостоятельно при­нимать решения). Умение прогнозировать собы­тия, интуиция, ответственность, выносливость, склонность к исследовательской деятельности, честность, принципиальность, гуманность, аккуратность, самоорганизованность (умение организовать свое рабочее время и др.). Дисциплинированность, эмоционально-волевая устойчивость, находчивость, требовательность, умение хранить тайну, чувство собственного достоинства, нестандартность принимаемых решений, высокий самоконтроль, критичность, наблюдательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

♦ формальное отношение к работе;

♦ неумение излагать свои мысли;

♦ плохое развитие долговременной памяти;

♦ рассеянность;

♦ неспособность воспринимать новую информацию;

♦ отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

♦ невыдержанность;

♦ жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: