| Произношение звуков у детей с алалией | Произношение звуков у детей с дизартрией |
| 1. Общая характеристика произношения звуков | |
| Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение Разнотипные нарушения звукопроизношения В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков | Выраженное нарушение артикуляционного механизма Преимущественно характерны фонетические нарушения Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск) В нарушении произношения доминируют искажения звуков |
| 2. Искажения звуков | |
| Искажение небольшого количества звуков Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков Для некоторых искажающихся звуков свойственно существование и правильной артикуляции | Искажение большого количества звуков Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение |
| 3. Замены звуков | |
| Замены артикуляторно сложных звуков Постоянные замены звука Разнообразные замены звука Взаимозамены звуков сравнительно часты | Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков Постоянные замены звука Однообразные замены звука Взаимозамены звуков сравнительно редки |
| 4. Пропуски звуков | |
| Непостоянные пропуски Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков | Постоянные пропуски Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков |






