Информация как предмет, средство и продукт труда менеджера

Современное общество часто характеризуют термином «информационное», имея в виду колоссальный объем функционирующей в мире информации: за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз.

Для характеристики объемов информации, с которой приходится работать в физкультурно-спортивных организациях, приведем лишь один пример: в 2000 г. в Государственный комитет Российской Фе­дерации по физической культуре, спорту и туризму поступило более 7 тыс. входящих документов (3 253 правительственных документа и 3 812 документов из министерств, ведомств и общественных органи­заций); зарегистрировано 5544 исходящих документа.

Информация (в самом общем виде) понимается как содержание язи между взаимодействующими объектами (обмен сигналами в квотном и растительном мире; обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом и т.д.). Такое внимание позволяет сделать вывод о том, что проблема информации является общенаучной.

Сложность и многозначность феномена информации являются причинами существования в настоящее время значительного количества определений этого понятия, исследуемого предста­телями различных отраслей знания. В данном разделе учебного пособия внимание будет сосредоточено на кратком рассмотрении сущности информации с точки зрения менеджмента (управления).

С позиций теории понимание управленческой информации связано с упорядоченным отражением, с выражением некоего различия, разнообразия. Это означает, что характеристика управленческой информации должна включать как ее содержание, так и форму представления.

По содержанию управленческая информация представляет со­бой управляющее сообщение, направляемое субъектом управле­ния на объект управления и обеспечивающее, таким образом, процесс управления. В процессе управления (менеджмента) ин­формация решает две основные задачи: во-первых, служит осо­бой формой связи внутри системы, а также обеспечивает связь системы с внешней средой и, во-вторых, является непосред­ственной причиной выбора системой определенного варианта своего поведения, основой для разработки управленческих ре­шений.

Управленческая информация с практической точки зрения представляет собой разнообразные сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от фор­мы их представления. Наибольшую значимость имеет та управ­ленческая информация, которая зафиксирована на каком-либо материальном носителе с необходимыми реквизитами, позволя­ющими ее идентифицировать. Такую информацию (по форме представления) принято называть документированной. Однако в практике управления используется и недокументированная ин­формация, получаемая, как правило, по каналам неформальных связей.

Управленческая информация обладает некоторыми специфиче­скими особенностями: во-первых, она отражает свойства опреде­ленного материального объекта и потому имеет определенный ис­точник возникновения; во-вторых, она обладает некоторыми свой­ствами материи, что позволяет получать, накоплять, уничтожать и передавать ее; в-третьих, при передаче информации ее количество в субъекте управления (передающей системе) остается неизмен­ным, а в объекте управления (принимающей системе) обычно уве­личивается; в-четвертых, информация представляет собой един­ственный вид ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощился, а постоянно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует эффективному ис­пользованию других ресурсов, а иногда и создает новые.

Сказанное позволяет характеризовать информацию как пред­мет, средство и продукт труда менеджера.

Подводя итоги сказанному, констатируем, что с точки зрения управления (менеджмента) информация представляет собой сово­купность сведений о состоянии и изменении объекта управления (управляемой части системы) и субъекта управления (управляющей части системы), а также внешней среды, которая уменьшает сте­пень неопределенности знаний о конкретном объекте.

Управленческую информацию можно классифицировать по различным основаниям:

по форме отображения выделяют визуальную (визуальный ряд виде текстов, таблиц, рисунков и т.п.), аудиальную (слуховой сигнал) и аудиовизуальную (совмещение визуального ряда и слухового сигнала) информацию;

по источникам информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю, входящую и исходящую;

по степени обработки выделяют первичную (поступающая на объект управления информация), производственную (переработанная на объекте управления первичная информация) и итоговую (результат переработки первичной информации, готовый к передаче) информацию;

по времени использования принято выделять постоянную (используется систематически на протяжении длительного времени) временную (используется не систематически на ограниченном отрезке времени) информацию;

по возможности использования информация может быть аутентичной (соответствующей действительности, пригодной) и дефектной (не соответствующей действительности, непригодной) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: