Тема 3.1. Элементы технического обеспечения мультимодальных систем транспортировки. Общие положения

Новые условия работы в мультимодальных системах потребовали приспособления транспортных средств и перегрузочной техники и внедрения в транспортный процесс современных транспортных технологий, базирующихся на использовании прогрессивных типов высокопроизводительного перегрузочного оборудования и широкого применения электронно-вычислительной техники.

Внедрение современных транспортных цепей предусматривает выравнивание уровней технического развития материальной базы всех видов транспорта, поэтому требования к транспортным средствам со стороны грузовладельцев стали общими для всех видов транспорта. Так, требования в области совершенствования транспортных средств имеют следующие тенденции:

• широкая дифференциация транспортных средств по грузоподъемности и скорости передвижения с целью предоставления возможности выбора оптимального варианта их использования в зависимости от конкретных условий перевозки и физических свойств груза;

• повышение экономичности перевозочных средств с учетом экологического фактора путем совершенствования конструкций и выбора силовых установок с улучшенными энергетическими характеристиками;

• узкая специализация транспортных средств по видам груза с учетом их свойств, характеристик или приспособленности к специально укрупненным грузовым местам (контейнеры, пакеты, трейлеры, полуприцепы, лихтеры, баржи, вагоны, съемные кузова и т.д.).

Промышленная революция создала такие отрасли хозяйства, как нефтеперерабатывающая, горнодобывающая, строительная и другая индустрия, а урбанизация привела к необходимости массовых перевозок скоропортящихся продуктов, товаров массового спроса, крупных строительных конструкций и др. Поэтому при конструировании новых транспортных средств стали учитывать следующие основные принципы, определяющие развитие транспортной техники на ближайшее будущее:

• комбинирование разных видов транспорта в процессе перемещения груза, чтобы избежать их перегрузки в процессе транспортировки;

• разделение в местах перегрузки основных частей транспортного средства, чтобы под грузовыми операциями оставалась только грузовая часть;

• укрупнение транспортных единиц для повышения интенсивности грузовых операций при наименьших материальных и трудовых затратах;

• применение новых принципов движения с целью резкого повышения скорости доставки.

Транспортные средства первого поколения, состоящие в основном из универсальных отдельных транспортных средств, не отвечали повышенным требованиям грузовладельцев, поэтому машиностроительная промышленность перешла к изготовлению транспортных средств второго поколения, специализированных по видам груза — цистерны, танкеры, цементовозы, панелевозы и др.

Стали разрабатывать транспортные средства для уменьшения или полной ликвидации времени на перегрузочные работы, с упором на то, чтобы груз оставался в той грузовой емкости, в которую его погрузил грузоотправитель. Первым выходом из данной ситуации стало производство контейнеров. Во второй половине ХХ в. контейнерные перевозки становятся массовыми настолько, что выделяются в отдельную подотрасль со своими способами механизации и автоматизации, своими терминалами. Массовость перевозки грузов в контейнерах породила массу недостатков этой системы, главным из которых стала высокая стоимость переработки.

Начались поиски систем, сокращающих время перегрузочных работ, появились комбинированные (гибридные) транспортные средства разных видов транспорта, приспособленные друг к другу. Например, контрейлерные системы, сохраняющие достоинства контейнеров и улучшающие всю систему перегрузки благодаря таким достоинствам автомобильного транспорта, как автономность. Для системы создан контрейлер — специализированный вагон железнодорожного транспорта, приспособленный для перевозки автомобиля. Затем создали роудрейлер и рейтрейлер — как транспортные средства третьего поколения.

Изменения коснулись транспортных средств практически всех видов транспорта, работающих в мультимодальных системах. Собственно, в противном случае в дальнейшем мультимодальные системы не смогли бы эффективно развиваться. В мультимодальном водно-железнодорожном или автомобильном сообщении доминируют контейнеры, которые можно укладывать в несколько рядов, чего нельзя делать со съемными кузовами. На морском транспорте появились суда четвертого поколения, это в основном контейнеровозы с вместимостью несколько тысяч контейнеров и повышенной скоростью.

Эволюция транспортных средств представлена на рис. 4.1. Интермодальные технологии требуют своей специализации транспортных средств, что рассмотрено ниже по видам транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: