Проведите соотношение понятий юридической ответственности и правонарушения. Какова их взаимосвязь?

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно опасного деяния и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и уполномоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Юридическая ответственность неразрывно связана как с самим понятием права, ибо одной из важнейших его функций является защита человека (общества) от противоправных, опасных деяний, так и с общественным, моральным осуждением правонарушителя. Законопослушные граждане в цивилизованном, демократическом государстве должны быть уверены, что их права и законные интересы будут

Юридическая ответственность — реакция на правонарушение. Правонарушение — основание ответственности; где есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.

Эти давно сложившиеся положения ясно выражают неразрывную связь между двумя юридическими категориями— правонарушением и ответственностью.

8. Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является:

1) определение закона

2) количество совершаемых правонарушений данного вида

Общественный вред правонарушения

4) судебное решение

Таблица

Пример правонарушения Наказание за правонарушение
В ст. 7 подчеркивается, что:"...Преступлением не является действие или бездействие. которое формально содержит признаки преступления, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности...". Такое действие может быть расценено как проступок и влечет дисциплинарную ответственность.
Ст. 8 УК РФ гласит: "Преступление признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их и сознательно допускало наступление этих последствий". Уголовная ответственность
Ст. 9 УК "Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступление общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть". Уголовная ответственность

Тема 2. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА РФ

2.1. Общие положения трудового права

1.Предмет

Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения. Данное положение закрепляет ст. 1 ТК РФ. Таким образом можно выделить:

· индивидуально-трудовые отношения (ИТО)

· общественные отношения, тесно связанные с трудовыми (ООТТ) по:

o организации труда и управлению трудом;

o трудоустройству у данного работодателя;

o подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

o социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

o участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

o материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

o государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

o разрешению трудовых споров;

o обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Метод трудового права представляет собой специфический комплекс следующих шести способов правового регулирования труда:

1-й способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда.

Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников. Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

2-й способ. Особенностью метода трудового права является сочетание в нем единства и дифференциации правового регулирования.

Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и личности работника. Единство характеризует общий уровень регулирования труда, относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования осуществляется его дифференциация, т.е. устанавливаются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника).

Дифференциация правового регулирования труда по указанным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям отдельных категорий работников.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Важно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях работников и потому не являются дискриминацией.

Таким образом, дифференциация заключается в особом правовом регулировании трудовых отношений, отдельных категорий работников, повышающим их общий уровень трудовых прав, свобод и гарантий.

3-й способ. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации.

На рынке труда выступают свободные субъекты: с одной стороны - работодатель, владеющий средствами производства на праве собственности, или уполномоченное им лицо, с другой - работник, обладающий способностями к труду и готовый передать этот товар во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием которого является трудовой договор.

В социально-партнерских соглашениях представители сторон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

4-й способ метода трудового права проявляется в характере установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений.

Это связано с участием работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудового законодательства и в защите трудовых прав.

5-й способ. Договорный характер труда.

Этот способ метода трудового права порождает трудовое отношение работника с работодателем, посредством заключения трудового договора, что позволяет сторонам установить такие существенные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в локальном порядке повышает минимальные гарантии социально-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровне в нормативной их части регулируют социально-трудовые отношения, и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6-й способ. Особенности защиты трудовых прав работников.

Метод трудового права характеризует и своеобразие способов зашиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Не нашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органами защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение своих трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

3. Система трудового права выражена в совокупности правовых норм. Система отрасли трудового права включает в себя 3 части:

· общая;

· особенная;

· специальная;

Общая часть включает себя основные понятия, принципы, правовое положение субъектов и т.д. Особенная часть посвящена правовому регулированию отдельных институтов трудового права. Например, институт трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда... Специальная часть посвящена правовому регулированию особенностей труда отдельных категорий работников (руководители организаций, несовершеннолетние, педагогические и др.) В свою очередь каждая из трех частей разделяется на институты, субинституты, подинституты и т.д.

4. Функции - основные направления правового регулирования общественных отношений по поводу применения наемного труда. Общепринятой в теории права считается классификация функций на

· специальные юридические (регулятивные и охранительные);

· общесоциальные (воспитательные, информационно-ориентировочные, социального контроля и др.)

Однако в теории трудового права выделяют две концепции функций права. Во-первых, это функции правового воздействия и, во-вторых, функции правового регулирования.[5].

Специфичными для трудового права являются производственная и защитная функции, выделение которых основано на социальном назначении этой отрасли. Производственная функция реализуется через воздействие на общественные отношения, связанные с производительностью труда, эффективностью производства, качеством работы. Защитная (социальная) функция – через воздействие на общественные отношения, связанные с защитой здоровья работников, закреплением и защитой его трудовых прав и интересов, улучшением условий труда. Существование и целесообразность выделения данных функций в науке обосновал С.А. Иванов [6]

5. В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования труда:

§ запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);

§ ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);

§ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

§ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интс- ресов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);

§ гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);

§ запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);

§ обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);

§ гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);

§ право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;

§ Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);

§ обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).

В ст. 2 ТК РФ упоминаются межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений:

§ запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

§ обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

§ обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

§ обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

§ обеспечение права на охрану здоровья.

6. В ТК РФ законодатель разграничил нормативный и договорный уровни регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанными отношений. К договорному уровню относятся коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры. Нормативный уровень включает в себя трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Согласно ТК РФ (ст. 5) к нормативным источникам трудового права относятся следующие:

1. Конституция РФ, федеральные конституционные законы;

2. трудовое законодательство (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права);

3. иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного само- управления);

1. коллективные договоры, соглашения;

2. локальные нормативные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: